Тема: Диалог
Цели:
1.Познакомить с диалогом, как способом общения.
2. Научить строить простые ответы на основе заданных вопросов.
Оборудование:
ручка, тетрадь
Ход:
I. Речевая разминка
1.Набрать носом полную грудь воздуха. Выдыхать со звуком, а как можно дольше. Упражнение позволяет научиться распределять воздух.
2.Кончиком языка поднимать и опускать нижняя губу. Упражнение стимулирует подъём языка.
3. Облизывать верхнюю губу языком. Упражнение развивает подвижность языка в верхнем положении.
II. Работа с чистоговорками:
Ик-ик-ик — белый воротник.
Ки-ки-ки — новые носки.
Нёк-нёк-нёк — солнечный денёк!
Ок-ок-ок — крохотный щенок.
Ко-ко-ко — пейте молоко!
Ак-ак-ак — учим новый знак!
Ка-ка-ка — быстрая река.
Ык-ык-ык — покажи язык!
Ек-ек-ек — весёлый человек!
Ук-ук-ук — раздаётся стук.
Ку—ку—ку — вытирай доску.
Ика-ика-ика — выросла клубника.
Ко-ко-ко — в небе высоко,
Ко-ко-ко — очень далеко,
Кета-кета-кета — в космосе ракета.
III. Работа со скороговорками
Кукушка кукушонку купила капюшон
Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон.
IV. Работа по развитию речи
1.Ответы на вопросы:
Наша речь чаще бывает диалоговой. Общаясь с другими людьми, мы задаём вопросы и отвечаем на них. Как построить диалог? Диалог часто не требует даже полных ответов. Но мы будем учиться давать именно такие, полные ответы. С них и начнём. В ответе часто можно использовать слова вопроса. Давайте потренируемся. Я прочитаю небольшой текст и буду задавать по нему вопросы:
Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьёв и лай Жучки.
- Какое время года наступило?
Для полного ответа используем слово наступила. Оно будет нашей опорой. Остаётся добавить время года – весна. Получим полный ответ:
Наступила весна.
- Что происходит со снегом? Опорой будет слово снег. Составляем ответ:
Снег тает.
- Какие облака плывут по небу? В ответ войдут целых три слова. В результате получаем:
По небу плывут лёгкие облака. Добавили всего одно слово и получили ответ.
- Кто кричит на деревьях? Опорными словами будут: на деревьях, кричат. Получаем ответ:
На деревьях кричат грачи.
Задание:
Прочитайте текс самостоятельно и ответьте на вопросы:
- Кто скоро прилетит?
- Что бежит по улице?
- Кто пускает кораблик?
- Что слышно?
2.Учимся задавать вопросы:
Задавать вопросы несколько сложнее. В составлении вопросов также помогут опорные слова:
Вернёмся к тексту. Перечитайте первые предложения:
Весна. Тепло. Тают рыхлые снега.
Первое слово – весна. Весна – это что? Это время года. Давайте подберём глаголы к слову весна: Весна что делает? Приходит, наступает. У нас появились опорные слова: время года, приходит. Остаётся добавить вопросительное местоимение, получаем вопрос:
- Какое время года наступает?
Рассмотрим предложение: Тают рыхлые снега. Опорное слово снега. Добавляем вопросительное местоимение, которое первым приходит в голову: что делают? Получаем вопрос: Что делают снега?
Задание:
Прочитайте предложения:
По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей.
Выделите в них опорные слова и составьте вопросы.
3.Беседа
Давайте смотреть правде в глаза. Вряд ли нам придётся с кем-то обсуждать прочитанный текст. Нам важно научиться улавливать смысл сказанного и продолжать беседу. Давайте представим рядовую встречу со знакомым, которого давно не видели. С чего вы начнёте разговор? Начинаем всегда с приветствия. В зависимости от степени знакомства употребляются слова:
Привет. Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер.
Далее следует избитая фраза: - Как дела?
Успех дальнейшего общения будет зависеть от того, как вы смогли поймать ключевые (опорные) слова.
На заданный вопрос, чего всего следует нейтральный ответ: нормально. Что можно спросить, чтобы продолжить диалог? Здесь вам поможет прошлый опыт. Вспоминает всё, что знали о человеке, о его работе, о членах его семьи. Допустим, вы знали, что человек работал на заводе. Ключевые слова: ты – местоимение второго лица, которое обозначает того, к кому обращаются; работаешь и завод – слова из прошлого опыта. Составляем на их основе вопрос, получаем:
- Ты работаешь на заводе?
Обратите внимание. Вопросительное слово здесь не использовалось. Этот тот случай, когда оно не нужно.
Обратите внимание. Вопросительное слово здесь не использовалось. Этот тот случай, когда оно не нужно.
- Дальнейшая беседа пойдёт в русле ответа и будет зависеть от того, утвердительным или отрицательным он будет. Например, человек отвечает да, тогда вспоминаем, чем он там занимался, что выпускало предприятие. Эти воспоминания вновь послужат опорными словами. Например: Ты так и работаешь токарем? Ваш завод выпускает двигатели?
Задание:
Составьте приблизительные вопросы о семье своего знакомого.
V.Итог:
потренируйте диалоговую речь с членами семьи на тему завтрака. Начните с вопроса:-Что у нас сегодня на завтрак? Не спешите, определяйте опорные слова и отталкивайтесь от них в построении вопросов.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/XoyOME6HkFt0ueWB
Следующий урок: https://dzen.ru/a/XpMv2dXi7Q1mnVxZ
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.