Это было в Café de L'Horloge в Париже. Мистер Уистлер сидел, опираясь на трость, мечтательно и устало глядя в пространство.
«Доре - Гюстав Доре - художник? Почему имя звучит знакомо! О да, иллюстратор. Ах, теперь я припоминаю; но есть разница между художником и иллюстратором, ты знаешь, мой мальчик. Доре - да, я его знал - у него были летучие мыши на колокольне! »
Не любя человека, его легко отложить в шкатулку или отмахнуться от его работы, пожав плечами и покачав головой, но не всегда призрак сходит с ума по нашей воле.
- В области искусства нет ничего более странного, чем это: гений не признает гения.
- У него не было предшественников, и он не оставил преемников. Мы говорим, что у художника есть свой прототип; но у каждого правила есть свое исключение - даже это.
Гюстав Доре рисовал картины, потому что больше ничего не мог делать. У него никогда не было уроков рисования, он никогда не рисовал из модели, не мог рисовать с натуры; не принимал никакого совета; никогда не ретушировал и не рассматривал свою работу после того, как она была сделана; никогда не задумывался о своем таланте; мог читать книгу, машинально переворачивая страницы; часто зарабатывал тысячу долларов до завтрака; прожил пятьдесят лет и создал более ста тысяч набросков - в среднем по шесть в день; заработал два миллиона долларов трудом своих рук; был посвящен в рыцари, польщен, провозглашен, обожаем, хвалили, презирали, кричали, издевались, он тоже издевался и умер с разбитым сердцем.
О эльзасском по происхождению и парижском по окружению, о Доре говорят как о французской школе, но если когда-либо художник не принадлежал ни к одной «школе», то это был Гюстав Доре.
Все писатели того времени хотели, что бы Доре иллюстрировал их книги. Все издатели мира хотели заключить с ним контракт.
Прежде, чем он успевал доделать одну книгу, приходили другие, с предоплатой. Была начата большая работа, иллюстрирующая Крымскую войну, в пятистах батальных сценах.
И поэтому он работал - работал как паровая машина - работал не переставая. Он проиллюстрировал Шекспира, затем Коулридж, Мур, Худ, Милтон, Данте, Гюго, Готье и великие планы строились для иллюстрации Библии. Он иллюстрировал сказки и создал тот образ Мюнхаузена, который мы знаем с детства.
А как же в доме художника? Когда Гюставу было 48 лет умерла его мама. Единственная любовь художника. Через два года дом остался без хозяина.
**************************************************************************
Друзья, не забывайте подписаться на мой канал, оставить лайк и высказать свое мнение. Ваш Славомир М.