Продолжаем цикл статей о прогулках 2016-го года по реконструируемому Малому Кольцу МЖД, когда на бывшей чисто грузовой внутригородской магистрали создавалось привычное всем нам сегодня Московское центральное кольцо (МЦК). В прошлый раз у нас была седьмая часть, теперь вашему вниманию восьмая. Сегодня мы пройдёмся от платформы Шелепиха до Гагаринского тоннеля.
Напоминаю, что поскольку статья писалась ещё в те времена, здесь и далее будут указаны проектные названия остановочных пунктов МЦК, которые на тот момент планировались.
Также по традиции напоминаю, что хождение по железнодорожным путям и строительным площадкам - опасно!
* * *
Сегодня мы с вами гуляем от строящегося о.п. Шелепиха до Гагаринского тонеля под развязкой ТТК и Ленинского проспекта по реконструируемому под пассажирское движение МК МЖД против часовой стрелки. Поехали!
Потылиха — бывший остановочный пункт (полустанок) Малого кольца Московской железной дороги в Москве. Всего на МОЖД было два полустанка: Потылиха и Военное Поле.
Название произошло от слободы Потылиха, к концу XIX века превратившуюся в дачную местность. Располагается в районе Дорогомилово на улице Потылиха.
Самое высокое станционное здание на Малом кольце Московской железной дороги. Построено в 1905—1907 годах по индивидуальному проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Лавра Проскурякова. Здание комплексное. Соединяло в себе помещения для пассажиров, служебные квартиры и пост центрального управления стрелками. В этом районе железная дорога шла по высокой насыпи, поэтому от уровня 4 этажа вокзала к небольшому перрону вел ажурный чугунный мост (утрачен), по которому пассажиры проходили к поездам, как у вокзалов станций Воробьёвы горы и Пресня.
От о.п. Потылиха отходила соединительная ветка на станцию Москва-Сортировочная, Брянского (ныне Киевского) направления (ныне примыкание является постом Потылиха в границах станции Пресня).
С 1930-х годов, после окончательного прекращения пассажирского движения, станция исчезает с железнодорожных карт. Здание вокзала используется как жилое до полного обветшания.
Современный Лужнецкий мост построен в 2001 году вблизи места, на котором стоял старый Краснолужский мост (мост Николая II) постройки 1905—1907 годов. При замене одного моста другим был использован опыт Андреевского железнодорожного моста. В 2001 году мост стал называться Новым Краснолужским, но уже всего лишь через год, в 2002 году, специальным указом правительства Москвы мост был вновь переименован в Лужнецкий. Данное название и сохранилось на сегодняшний день. По сути, Лужнецким мостом был в 2000 году заменен Старый Краснолужский мост, который, используя опыт сооружения Андреевского моста, переместили на баржах на 2 км выше по течению реки и реконструировали в пешеходный мост имени Богдана Хмельницкого.
Современный Лужнецкий (Новый Краснолужский) мост представляет собой русловое пролетное решетчатое строение из стали с примыкающими балочными пролетами, под которыми осуществляется движение автомобилей и пешеходов. Перила конструкции также решетчатые, однако, для их литья использован чугун. С моста открывается превосходный вид на Лужнецкую набережную по одну сторону и Новодевичью - с другой. За набережной находится знаменитый Новодевичий монастырь. Можно увидеть с моста и живописные Воробьевы горы, расположенные напротив Лужнецкой набережной.
Гагаринский тоннель — трёхъярусный автомобильный и железнодорожный тоннель в Москве, расположенный на Третьем транспортном кольце, проходит под площадью Гагарина. Протяжённость автомобильного тоннеля около 1100 м, железнодорожного — около 900 м. Сдан в эксплуатацию в декабре 2001 года.
Тоннель имеет по 4 полосы для автотранспорта в обе стороны, железнодорожная секция — два главных пути.
Внутри тоннеля проходит двухпутный электрифицированный участок Малого кольца Московской железной дороги с расположенной на нём строящейся платформой Площадь Гагарина. Пуск пассажирского движения состоится 2 сентября 2016 года. Весь тоннель находится в границах станции Канатчиково, основное путевое развитие которой начинается сразу к юго-востоку от тоннеля. Это единственный тоннель на Малом кольце МЖД.
На сегодня всё. Спасибо за внимание! Продолжение читайте здесь.
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Навигация по статьям:
> Хорошёво - Зорге (Новопесчаная) / март 2016
> Зорге (Новопесчаная) - Стрешнево (Волоколамская) + подъездной путь завода «Красный октябрь» / апрель 2016
> Хорошёво - Шелепиха / май 2016
> Стрешнево (Волоколамская) - Окружная (Гостиничная) + тепловозное депо Лихоборы / май 2016
> Окружная (Гостиничная) - Ростокино (Ярославская) / май 2016
> Соединительная ветвь Серебряный бор - депо Подмосковная + станция Подмосковная (Рижский ход) / май 2016
> Хорошёво - Зорге (Новопесчаная) / май 2016
> Шелепиха - Гагаринский тоннель / июнь 2016
> Ростокино (Ярославская) - Бульвар Рокоссовского / июнь 2016
> Хорошёво - Стрешнево (Волоколамская) / июль 2016
> Локомотив (Черкизово) - Соколиная гора / июль 2016
> Крымская (Севастопольский проспект) - Новоданиловский мост + станция Канатчиково / июль 2016
> Соколиная гора - Андроновка + станция Андроновка / июль 2016
> Нижегородская (Рязанская) - Угрешская (Волгоградская) + станция Угрешская / июль 2016
> Дубровка - ЗИЛ / июль 2016