Найти в Дзене
Романтика окраин

Прогулка Шелепиха - Гагаринский тоннель. Как создавалось МЦК. Часть 8-я

Продолжаем цикл статей о прогулках 2016-го года по реконструируемому Малому Кольцу МЖД, когда на бывшей чисто грузовой внутригородской магистрали создавалось привычное всем нам сегодня Московское центральное кольцо (МЦК). В прошлый раз у нас была седьмая часть, теперь вашему вниманию восьмая. Сегодня мы пройдёмся от платформы Шелепиха до Гагаринского тоннеля.

Напоминаю, что поскольку статья писалась ещё в те времена, здесь и далее будут указаны проектные названия остановочных пунктов МЦК, которые на тот момент планировались.

Также по традиции напоминаю, что хождение по железнодорожным путям и строительным площадкам - опасно!

* * *

Сегодня мы с вами гуляем от строящегося о.п. Шелепиха до Гагаринского тонеля под развязкой ТТК и Ленинского проспекта по реконструируемому под пассажирское движение МК МЖД против часовой стрелки. Поехали!

1. Строящийся выход с о.п. Шелепиха на Шмитовский проезд вблизи Шелепихинского моста.
1. Строящийся выход с о.п. Шелепиха на Шмитовский проезд вблизи Шелепихинского моста.
2. Ведутся отделочные работы.
2. Ведутся отделочные работы.
3. Сам о.п. Шелепиха, здесь особо ничего не изменилось, готовность платформенной части одна из самых высоких на Кольце.
3. Сам о.п. Шелепиха, здесь особо ничего не изменилось, готовность платформенной части одна из самых высоких на Кольце.
4. Строительство перехода на строящуюся станцию метро Шелепиха Третьего пересадочного контура.
4. Строительство перехода на строящуюся станцию метро Шелепиха Третьего пересадочного контура.
5. Одно из теперь уже бывших зданий находящегося рядом Мелькомбината № 4. Скоро здесь вырастут очередные человейники.
5. Одно из теперь уже бывших зданий находящегося рядом Мелькомбината № 4. Скоро здесь вырастут очередные человейники.
6. МК МЖД в сторону о.п. Сити, слева примыкает неиспользуемая соединительная ветвь № 24а (остаток существовавшей некогда Брянской соединительной ветви).
Брянская соединительная ветвь (1907—1998) полной длиной 7,2 км соединяла пути Белорусского и Киевского направлений между станциями Москва-Товарная-Смоленская (первоначально от Брянского поста) и Москва-Пассажирская-Киевская. От неё существовало ответвление к пивоваренному заводу имени Бадаева (1,7 км) вдоль набережной Тараса Шевченко.
6. МК МЖД в сторону о.п. Сити, слева примыкает неиспользуемая соединительная ветвь № 24а (остаток существовавшей некогда Брянской соединительной ветви). Брянская соединительная ветвь (1907—1998) полной длиной 7,2 км соединяла пути Белорусского и Киевского направлений между станциями Москва-Товарная-Смоленская (первоначально от Брянского поста) и Москва-Пассажирская-Киевская. От неё существовало ответвление к пивоваренному заводу имени Бадаева (1,7 км) вдоль набережной Тараса Шевченко.
7. Впереди путепровод над путями Смоленского (Белорусского) направления. Примыкание бывшей Брянской ветви и тупик.
7. Впереди путепровод над путями Смоленского (Белорусского) направления. Примыкание бывшей Брянской ветви и тупик.
8. Взгляд назад. Судя по тому, что бывшую Брянскую ветвь реконструируют тоже - она будет использоваться, как соединительная ветвь к Москве-Товарной-Смоленской.
8. Взгляд назад. Судя по тому, что бывшую Брянскую ветвь реконструируют тоже - она будет использоваться, как соединительная ветвь к Москве-Товарной-Смоленской.
9. Впереди о.п. Сити, но туда подойти не получилось по причине яростного протеста охраны, к тому же за о.п. находится охраняемый Дорогомиловский мост, поэтому было решено переместиться к о.п. Кутузово на метро.
9. Впереди о.п. Сити, но туда подойти не получилось по причине яростного протеста охраны, к тому же за о.п. находится охраняемый Дорогомиловский мост, поэтому было решено переместиться к о.п. Кутузово на метро.
10. Спустился вниз. Сверху путепровод МК МЖД над Смоленским ходом. Справа 1-й и 2-й главные пути, слева - строящиеся 3-й и 4-й. Вид в сторону Белорусского вокзала.
10. Спустился вниз. Сверху путепровод МК МЖД над Смоленским ходом. Справа 1-й и 2-й главные пути, слева - строящиеся 3-й и 4-й. Вид в сторону Белорусского вокзала.
11. Ну, а мы осмотрим следующий после Сити на юг о.п. Кутузово (или Кутузовская, как его теперь хотят назвать). Строящийся павильон на Кутузовском проспекте у пересечения его с ТТК, рядом с наземным вестибюлем станции метро Кутузовская Филёвской линии.
11. Ну, а мы осмотрим следующий после Сити на юг о.п. Кутузово (или Кутузовская, как его теперь хотят назвать). Строящийся павильон на Кутузовском проспекте у пересечения его с ТТК, рядом с наземным вестибюлем станции метро Кутузовская Филёвской линии.
12.
12.
13.
13.
14. Спустимся вниз. Платформа готова не полностью. Здесь должен быть второй выход на другую сторону проспекта. Вид в сторону Сити.
14. Спустимся вниз. Платформа готова не полностью. Здесь должен быть второй выход на другую сторону проспекта. Вид в сторону Сити.
15. Чуть ближе. Видно Дорогомиловский мост и вдали зелёный навес платформы Сити.
15. Чуть ближе. Видно Дорогомиловский мост и вдали зелёный навес платформы Сити.
16. В сторону Лужников. Платформа готова, лестница в павильон тоже. Стена слева - станция метро Кутузовская.
16. В сторону Лужников. Платформа готова, лестница в павильон тоже. Стена слева - станция метро Кутузовская.
17. Лестница крупным планом.
17. Лестница крупным планом.
18. Лифт для пассажиров с ограниченными возможностями.
18. Лифт для пассажиров с ограниченными возможностями.
19. О.п. Кутузовская, взгляд назад.
19. О.п. Кутузовская, взгляд назад.
20. Пути бывшей грузовой станции Кутузово. Экс-станция (ныне парк) оборудована микропроцессорной системой управления стрелочных переводов. Управление стрелками производится вторым ДСП станции Пресня. Резервный пульт ручного управления стрелками находится в здании стрелочного поста ст. Кутузово и используется при отказе микропроцессорной системы.

Слева направо: влево уходит соединительная ветвь № 24 к станции Москва Пассажирская Киевская (ещё один сохранившийся кусок бывшей Брянской соединительной ветви); 1-й и 2-й главные пути; подъездной путь к тяговой подстанции Москва-Киевская; и вправо уходит соединительная ветвь № 23 к станции Москва-Сортировочная-Киевская.
20. Пути бывшей грузовой станции Кутузово. Экс-станция (ныне парк) оборудована микропроцессорной системой управления стрелочных переводов. Управление стрелками производится вторым ДСП станции Пресня. Резервный пульт ручного управления стрелками находится в здании стрелочного поста ст. Кутузово и используется при отказе микропроцессорной системы. Слева направо: влево уходит соединительная ветвь № 24 к станции Москва Пассажирская Киевская (ещё один сохранившийся кусок бывшей Брянской соединительной ветви); 1-й и 2-й главные пути; подъездной путь к тяговой подстанции Москва-Киевская; и вправо уходит соединительная ветвь № 23 к станции Москва-Сортировочная-Киевская.
 21. Ветвь 24 и главные пути в сторону о.п. Лужники.
21. Ветвь 24 и главные пути в сторону о.п. Лужники.
22. Пройдёмся немного по бывшей Брянской ветви.
22. Пройдёмся немного по бывшей Брянской ветви.
23.
23.
24. Вот она выходит к Киевскому ходу в сторону вокзала параллельно Филёвской линии метро.
24. Вот она выходит к Киевскому ходу в сторону вокзала параллельно Филёвской линии метро.
25. А мы вернёмся на МК МЖД. Вид с насыпи на Киевский ход. Один из немногих сохранившихся в настоящее время поездов на Украину № 005 "Украина" Москва-Киев отправился в направлении Киева.
25. А мы вернёмся на МК МЖД. Вид с насыпи на Киевский ход. Один из немногих сохранившихся в настоящее время поездов на Украину № 005 "Украина" Москва-Киев отправился в направлении Киева.
26. МК МЖД. Вид в сторону Лужников.
26. МК МЖД. Вид в сторону Лужников.
27. Киевское направление. Вид в сторону вокзала. Слева - Филёвская линия метро, сверху - ТТК.
27. Киевское направление. Вид в сторону вокзала. Слева - Филёвская линия метро, сверху - ТТК.
28. В сторону Москвы-Киевской Сортировчной.
28. В сторону Москвы-Киевской Сортировчной.
29. Идём дальше. Бывший перегон Кутузово - Воробьёвы горы немного не доходя до бывшего полустанка Потылиха. Справа примыкает соединительная ветвь № 22 от Москвы-Сортировочной-Киевской.
29. Идём дальше. Бывший перегон Кутузово - Воробьёвы горы немного не доходя до бывшего полустанка Потылиха. Справа примыкает соединительная ветвь № 22 от Москвы-Сортировочной-Киевской.
30. Вот она. Взгляд в сторону Москвы-Сортировочной-Киевской. Здесь мы с вами как-нибудь прогуляемся отдельно.
30. Вот она. Взгляд в сторону Москвы-Сортировочной-Киевской. Здесь мы с вами как-нибудь прогуляемся отдельно.
31.
31.
32. Примыкание. За ним путепровод над ТТК.
32. Примыкание. За ним путепровод над ТТК.
33. Взгляд назад от бывшего полустанка Потылиха.
33. Взгляд назад от бывшего полустанка Потылиха.
34. Бывшее здание полустанка.
34. Бывшее здание полустанка.

Потылиха — бывший остановочный пункт (полустанок) Малого кольца Московской железной дороги в Москве. Всего на МОЖД было два полустанка: Потылиха и Военное Поле.
Название произошло от слободы Потылиха, к концу XIX века превратившуюся в дачную местность. Располагается в районе Дорогомилово на улице Потылиха.

Самое высокое станционное здание на Малом кольце Московской железной дороги. Построено в 1905—1907 годах по индивидуальному проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Лавра Проскурякова. Здание комплексное. Соединяло в себе помещения для пассажиров, служебные квартиры и пост центрального управления стрелками. В этом районе железная дорога шла по высокой насыпи, поэтому от уровня 4 этажа вокзала к небольшому перрону вел ажурный чугунный мост (утрачен), по которому пассажиры проходили к поездам, как у вокзалов станций Воробьёвы горы и Пресня.

От о.п. Потылиха отходила соединительная ветка на станцию Москва-Сортировочная, Брянского (ныне Киевского) направления (ныне примыкание является постом Потылиха в границах станции Пресня).
С 1930-х годов, после окончательного прекращения пассажирского движения, станция исчезает с железнодорожных карт. Здание вокзала используется как жилое до полного обветшания.

35. Подходим к Лужнецкому мосту через Москва-реку. Перед мостом уложен съезд.
35. Подходим к Лужнецкому мосту через Москва-реку. Перед мостом уложен съезд.

Современный Лужнецкий мост построен в 2001 году вблизи места, на котором стоял старый Краснолужский мост (мост Николая II) постройки 1905—1907 годов. При замене одного моста другим был использован опыт Андреевского железнодорожного моста. В 2001 году мост стал называться Новым Краснолужским, но уже всего лишь через год, в 2002 году, специальным указом правительства Москвы мост был вновь переименован в Лужнецкий. Данное название и сохранилось на сегодняшний день. По сути, Лужнецким мостом был в 2000 году заменен Старый Краснолужский мост, который, используя опыт сооружения Андреевского моста, переместили на баржах на 2 км выше по течению реки и реконструировали в пешеходный мост имени Богдана Хмельницкого.

Современный Лужнецкий (Новый Краснолужский) мост представляет собой русловое пролетное решетчатое строение из стали с примыкающими балочными пролетами, под которыми осуществляется движение автомобилей и пешеходов. Перила конструкции также решетчатые, однако, для их литья использован чугун. С моста открывается превосходный вид на Лужнецкую набережную по одну сторону и Новодевичью - с другой. За набережной находится знаменитый Новодевичий монастырь. Можно увидеть с моста и живописные Воробьевы горы, расположенные напротив Лужнецкой набережной.

36.
36.
37.
37.
38. Подходим к о.п. Лужники, с которого будет осуществляться пересадка на станцию метро Спортивная Сокольнической линии.
38. Подходим к о.п. Лужники, с которого будет осуществляться пересадка на станцию метро Спортивная Сокольнической линии.
39. Купола храма Покрова Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря (1683-1688 гг.) и трубы ТЭЦ № 12 ПАО "Мосэнерго" на заднем плане.
39. Купола храма Покрова Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря (1683-1688 гг.) и трубы ТЭЦ № 12 ПАО "Мосэнерго" на заднем плане.
40. Взгляд назад в лучах заката. Проехала, посигналив, Чмуха.
40. Взгляд назад в лучах заката. Проехала, посигналив, Чмуха.
 41. О.п. Лужники. Построен полностью самым первым при реконструкции МК МЖД.
41. О.п. Лужники. Построен полностью самым первым при реконструкции МК МЖД.
42.
42.
43.
43.
44. Лифт для маломобильных пассажиров.
44. Лифт для маломобильных пассажиров.
45. Эскалаторы для остальных. В сам вестибюль попасть не удалось, всё закрыто на замки.
45. Эскалаторы для остальных. В сам вестибюль попасть не удалось, всё закрыто на замки.
46. Взгляд назад.
46. Взгляд назад.
47. И вперёд.
47. И вперёд.
48. И ещё раз назад.
48. И ещё раз назад.
49. Кстати, о.п. расположен на территории бывшей станции Воробьёвы горы, которой когда-то принадлежало это здание. Построено вместе с дорогой в начале XX века. Здание занимает Юго-Западная транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.

Станция обслуживала подъездной путь к заводу «Каучук» на улице Усачёва. Путь впервые обозначен на картах конца 1920-х годах, был разобран во второй половине 1950-х годов при строительстве стадиона «Лужники», когда прирельсовая складская база завода была переведена в Очаково. Станция была ликвидирована в начале 2000-х годы одновременно со строительством Третьего транспортного кольца. Станционные пути разобраны, на месте станции прямой перегон Канатчиково — Кутузово (теперь - Пресня).
49. Кстати, о.п. расположен на территории бывшей станции Воробьёвы горы, которой когда-то принадлежало это здание. Построено вместе с дорогой в начале XX века. Здание занимает Юго-Западная транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Станция обслуживала подъездной путь к заводу «Каучук» на улице Усачёва. Путь впервые обозначен на картах конца 1920-х годах, был разобран во второй половине 1950-х годов при строительстве стадиона «Лужники», когда прирельсовая складская база завода была переведена в Очаково. Станция была ликвидирована в начале 2000-х годы одновременно со строительством Третьего транспортного кольца. Станционные пути разобраны, на месте станции прямой перегон Канатчиково — Кутузово (теперь - Пресня).
50. А мы ещё немного прогуляемся.
50. А мы ещё немного прогуляемся.
51. Путепровод над Комсомольским проспектом.
51. Путепровод над Комсомольским проспектом.
52. Сам проспект в сторону центра.
52. Сам проспект в сторону центра.
53.
53.
54. Входные светофоры грузовой станции Канатчиково, на территории которой в тоннеле расположен о.п. Площадь Гагарина (который сейчас хотят переименовать в Ленинский проспект с пересадкой на одноимённую станцию метро Калужско-Рижской линии).
54. Входные светофоры грузовой станции Канатчиково, на территории которой в тоннеле расположен о.п. Площадь Гагарина (который сейчас хотят переименовать в Ленинский проспект с пересадкой на одноимённую станцию метро Калужско-Рижской линии).
55. Андреевский железнодорожный мост — мост Малого кольца Московской железной дороги через Москву-реку в Москве, в границах станции Канатчиково. Современный мост построен в 1999—2000 вблизи места, на котором стоял старый Андреевский (Сергиевский) железнодорожный мост постройки 1905—1907. Основа главной арки старого Андреевского моста использована при постройке Пушкинского пешеходного моста. Сразу за мостом начинается Гагаринский тоннель.
55. Андреевский железнодорожный мост — мост Малого кольца Московской железной дороги через Москву-реку в Москве, в границах станции Канатчиково. Современный мост построен в 1999—2000 вблизи места, на котором стоял старый Андреевский (Сергиевский) железнодорожный мост постройки 1905—1907. Основа главной арки старого Андреевского моста использована при постройке Пушкинского пешеходного моста. Сразу за мостом начинается Гагаринский тоннель.
56. Взгляд назад.
56. Взгляд назад.
57. Ферма моста и тоннель.
57. Ферма моста и тоннель.
58. Причал.
58. Причал.
59. Портал тоннеля, слева от которого в случае приближения, из будки выходит вооружённый дядя-охранник и выразительно грозит пальцем всем, кто подошёл слишком близко.
59. Портал тоннеля, слева от которого в случае приближения, из будки выходит вооружённый дядя-охранник и выразительно грозит пальцем всем, кто подошёл слишком близко.

Гагаринский тоннель — трёхъярусный автомобильный и железнодорожный тоннель в Москве, расположенный на Третьем транспортном кольце, проходит под площадью Гагарина. Протяжённость автомобильного тоннеля около 1100 м, железнодорожного — около 900 м. Сдан в эксплуатацию в декабре 2001 года.

Тоннель имеет по 4 полосы для автотранспорта в обе стороны, железнодорожная секция — два главных пути.
Внутри тоннеля проходит двухпутный электрифицированный участок Малого кольца Московской железной дороги с расположенной на нём строящейся платформой Площадь Гагарина. Пуск пассажирского движения состоится 2 сентября 2016 года. Весь тоннель находится в границах станции Канатчиково, основное путевое развитие которой начинается сразу к юго-востоку от тоннеля. Это единственный тоннель на Малом кольце МЖД.

60. Поэтому лишь заглянем одним глазком с зумом сверху.
60. Поэтому лишь заглянем одним глазком с зумом сверху.
61. И отправимся домой. В качестве бонуса - Андреевская набережная.
61. И отправимся домой. В качестве бонуса - Андреевская набережная.

На сегодня всё. Спасибо за внимание! Продолжение читайте здесь.

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Навигация по статьям:

> Хорошёво - Зорге (Новопесчаная) / март 2016
> Зорге (Новопесчаная) - Стрешнево (Волоколамская) + подъездной путь завода «Красный октябрь» / апрель 2016
> Хорошёво - Шелепиха / май 2016
> Стрешнево (Волоколамская) - Окружная (Гостиничная) + тепловозное депо Лихоборы / май 2016
> Окружная (Гостиничная) - Ростокино (Ярославская) / май 2016
> Соединительная ветвь Серебряный бор - депо Подмосковная + станция Подмосковная (Рижский ход) / май 2016
> Хорошёво - Зорге (Новопесчаная) / май 2016
> Шелепиха - Гагаринский тоннель / июнь 2016
> Ростокино (Ярославская) - Бульвар Рокоссовского / июнь 2016
> Хорошёво - Стрешнево (Волоколамская) / июль 2016
> Локомотив (Черкизово) - Соколиная гора / июль 2016
> Крымская (Севастопольский проспект) - Новоданиловский мост + станция Канатчиково / июль 2016
> Соколиная гора - Андроновка + станция Андроновка / июль 2016
> Нижегородская (Рязанская) - Угрешская (Волгоградская) + станция Угрешская / июль 2016
> Дубровка - ЗИЛ / июль 2016