Экстаз святой Терезы Авильской - шедевр Джованни Лоренцо Бернини, украшающий церковь Санта Мария делла Виттория (Chiesa di S. Maria della Vittoria) в Риме. Современное здание церкви было построено в начале XVII века по проекту Карло Мадерно. Позднее к работам подключился архитектор Джованни Баттиста Сория, который в 1624 году спроектировал главный фасад церкви. Финансировал строительство кардинал Шипионе Боргезе. Он прославился, как меценат и коллекционер античного искусства. Спонсором строительства церкви Санта Мария делла Виттория кардинал Боргезе согласился стать не бескорыстно. За свои услуги он получил ценнейшую скульптуру "Спящего Гермафродита", которую нашли в 1608 году во время раскопок при строительстве церки.
Эта находка позже получила название "Гермафродит Боргезе", когда стала частью знаменитой коллекции кардинала. Сейчас "Спящий Гермафродит" хранится в Лувре, куда он попал в 1807 году после сделки, которую Наполеон заключил со своим шурином из рода Боргезе. Про махинации Наполеона, в результате которых многие мировые шедевры оказались во Франции, можно прочитать в моей статье "Париж. Лувр".
Ложе, на котором лежит скульптура гермафродита, была создана Бернини в 1620 году по заказу кардинала. К обустройству интерьеров церкви Санта Мария делла Виттория Бернини привлекли уже после смерти Шипионе Боргезе. Великий мастер пережил не одного кардинала.
Самая известная капелла в церкви Санта Мария делла Виттория оформлена Бернини в 1652 году для кардинала Федерико Корнаро. Представители семейства Корнаро были очень богатыми и влиятельными заказчиками. Гениальный Бернини превратил часовню в театральную сцену с боковыми ложами, в которых скульптурные изваяния представителей семейства понтифика замерли в созерцании "Экстаза святой Терезы Авильской". Мраморная композиция выполнена по мотивам видений святой Терезы - испанской монахини, которую при жизни преследовала инквизиция. После смерти монахиню причислили к лику святых, а испанцы стали её почитать, как свою небесную покровительницу. В мемуарах бойкая монахиня живо описала, как однажды во сне ей явился ангел и пронзил её сердце золотой стрелой, отчего она испытала "сладостную муку". Бернини удалось воплотить в мраморе чудесное видение святой Терезы. По словам самого скульптора, он смог победить мрамор, сделав его гибким, как воск, смог уподобить скульптуру живописи. Его послушный мрамор способен изгибаться и течь, передавая структуру человеческого тела и фактуру ткани.
Остальные капеллы церкви в своём убранстве соревнуются в праве соответствовать высоко заданной планке великого Бернини. Колонны из цветного мрамора, изящные позолоченные декоративные элементы и витиеватая лепнина дополняют скульптурные композиции из белоснежного каррарского мрамора.
Украшение церкви продолжалось на протяжении нескольких веков. В её интерьерах отразилась целая эпоха.
Своим основанием церковь обязана ордену босых кармелитов. Возникновение ордена связано с деятельностью кармелитских святых - Терезы Авильской и Иоанна Креста. Этим объясняется заказ кардинала Корнаро на оформление капеллы "Святой Терезы Авильской". Святая Тереза (1515-1582) прославилась не только своими видениями, за свой слог она признана одной из лучших писательниц испанского золотого века. Большую часть своей жизни монахиня посвятила реформам кармелитского ордена, и у католиков считается создательницей ветви "босоногих кармелиток", основанной в 1562 году.
Освятили церковь в честь Девы Марии и побед католиков над протестантами в 1620 году после битвы на Белой горе под Прагой. На плафоне, расписанном Джованни Доменико Черрини в 1663 году, изображена Мария на небесах в окружении ангелов, наблюдающая за падением Люцифера. Это произведение, по замыслу авторов, должно было символизировать победу в Богемии.
Гипсовые ангелы и порхающие херувимы, обрамляющие плафон, созданы в начале XVIII века.
В алтарной апсиде изображено "Внесение образа Мадонны в Прагу". Чудесный символ Рождества, привезённый с поля боя из Богемии, погиб в огне при пожаре, который случился в церкви в 1833 году. В ходе реставрации его заменили копией, которая хранилась в монастыре.
Отреставрированная в XIX веке после пожара апсида с раковиной и главным алтарём была обновлена в 1990-х годах, как и все интерьеры церкви.
Символ Рождества над главным алтарём обрамлён барочной "славой" из позолоченной бронзы, изображающей лучи солнца, пробивающиеся сквозь облака.
Церковь, как большинство итальянских храмов, снаружи богато украшена только с "лицевой" стороны. Здание церкви находится на углу, боковые наружные стены ничем не декорированы и сильно отличаются от главного фасада, целиком построенного из травертина.
На бордюре под карнизом второго яруса главного фасада выбита претенциозная надпись, говорящая о том, что "кардинал Шипионе построил это". Большой треугольный фронтон увенчан гербом Боргезе. Боковые спирали верхнего яруса украшены скульптурами дракона и орла.
Рядом с церковью расположен знаменитый фонтан с двойным названием - "fontana del'Acqua Felice" или "fontana del Mose", построенный Доменико Фонтана в 1587 году. Поскольку вода в фонтан поступала из акведука, построенного по распоряжению понтифика Сикста V, имя которого было Феличе Перетти, фонтан и назвали - Аква-Феличе. Вторым своим названием фонтан обязан огромной скульптуре пророка Моисея, установленной в центральной нише.
К церкви Санта Мария делла Виттория мы подошли по улице Барберини от площади Барберини, украшенной фонтанами Бернини. Такое созвучие фамилий наводит на мысль, что влиятельный вельможа Барберини не случайно был спонсором талантливого Бернини.
Достопримечательности Рима, созданные Джованни Лоренцо Бернини, вдохновили многих ценителей произведений знаменитого мастера. На моём канале собралась уже серия рассказов о шедеврах Бернини. Следующая статья будет посвящена собору Святого Петра, интерьеры которого были оформлены при деятельном участие знаменитого скульптора. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.