Поговорим сегодня о портретах королевских особ - но не просто о парадных портретах, не просто о хороших портретах, а о запоминающихся портретах. Ведь портрет короля по определению вещь, созданная для пропаганды, и оттого... скучная. Для чего-то из ряда вон выходящего, нужно чтобы сошлось и мастерство портретиста, и дозволение заказчика, что не так уж часто случается.
Перечисляю своих фаворитов в произвольном порядке.
Один из любимых портретов - не оттого что сильно уважаю Генриха 8, просто портрет такой ироничный... на грани издевки. Эти ноги в боевой стойке, эти руки-в-боки, этот гульфик, взмывающий в небо. Тут прекрасно все. И самое смешное, что Генриху-то понравилось.
Самое начало 16 века, кисти мастера, принадлежавшего веку минувшему. Но портрет на самом деле завораживающий и даже пугающий (лично меня) -и этот голубой фон, и бесстрастное лицо дожа, который похож то ли на мудрую ящерицу, то ли на главаря мафии. Прямо представляю, как он приказывает - "закатайте его в асфальт!". И даже смешной чепчик не разряжает обстановку.
Наглядное изображение прогнившей в тот момент католической церкви - непотизм, низкопоклонство, коррупция и дряхлость. Сам Папа похож на какого-то грызуна типа ласки - глазенки хитрые, и поза какая-то... как у пронырливой бестии, коей Павел 3 и являлся. А ведь за этот семейный портрет Фарнезе еще хорошо заплатили!
От Карла 5 и Тициана будет два портрета. Потому что написаны они в одно время и являются звеньями одной цепи. Первый - одинокий рыцарь, готовый сразиться с какой-нибудь ветряной мельницей. А по мнению многих исследователей, Сервантес и списывал дон Кихота с императора. Карл был известен как "Мистер Челюсть" - а челюсть как по-испански? Кихада. Ну и конечно, это родоначальник всех последующих парадных конных портретов.
Во втором портрете у "Кихота" уже отобрали коня и рыцарские романы, и заставили бросить свои опасные похождения. Что император скоро и сделал, отрекшись от престола.
Единственный портрет Сулика, сделанный с натуры. Привлекает крайне мрачный вид этого серийного сыноубийцы, и сходство его с императором на предыдущем портрете. Они с Карлом прям как братья-близнецы, разлученные при рождении. Видимо власть накладывает одинаковый отпечаток.
Дональд Трамп своего времени, правивший под лозунгом "сделаем Венецию снова великой". Коррупционные скандалы, обвинения во вмешательстве турок в выборы (сын Гритти был приближенным султана), обвинения в домогательствах и растлении монашек - дож Гритти был человек скандальной славы. Амбиции подчеркивает огромное пузо и загребущие руки. Когда дож помер "обожравшись угря", жители Венеции на радостях устроили внеплановый карнавал. Посмотрим, что случится с Трампом.
Дон Карлос до своей коронации не дожил, да и сам портрет обычный - но интересен пейзаж в окне. Он реально МРАЧНЫЙ и тревожный. Художник как будто прорубил окно в будущее и показал трагичную судьбу своего портретируемого - быть заточенным собственным отцом.
Как и отец, королева любила позировать на фоне ковра дорогих тканей. Как и у Генриха - слегка издевательский портрет. По назначению он был сделан для жениха - Филиппа 2. Не знаю, понравился ли портрет самой модели, но по-моему, ясно видно некрасивую, старую деву, пытающуюся запрыгнуть в последний вагон. И еще цветочек этот.
Тут сжульничаю, все-таки это не портрет. Но как-то обидно стало за короля Испании - великий коллекционер, прекрасно разбиравшийся в искусстве, позировавший многим художникам из данного списка... а вот как-то нет у него интересных портретов. А картина Эль Греко хороша хотя бы пастью огромной рыбины, переваривающей грешников... и в которую король может упасть, сделав буквально одно неловкое движение.
На самом деле нет определенности и касаемо автора, и касаемо личности модели. Но мне лично нравится версия, что автор - итальянская художница Ангиссола, модель - дочь короля Филиппа 2, место написания - Турин, где инфанта проживала с мужем - герцогом Савойским.
В отличии от всех прочих - портрет очень комплиментарный, даже обворожительный. Сразу видно - женщина писала)
И наконец, самый крутой портрет властителя всех времен и народов. Просто представьте себя жителем Австрии или Чехии 16 века - заходите вы в кабинет бургомистра вашего городишки, а на стене висит ТАКОЙ портрет батюшки-императора. Уважение и трепет перед вертикалью власти сразу усиливаются многократно.
А вообще Рудольф молодец - ценил эксперименты.