Роман шведской писательницы Анны Богстам «Очевидец» открывает серию «Новый скандинавский триллер», освещая новые грани этого по-северному жесткого жанра и смещая фокус с фигуры мрачного небритого полицейского на обычных женщин – журналисток, следователей, программисток, которые под давлением обстоятельств и зачастую наперекор мнению окружающих выводят расследование на новый уровень.
Популярность скандинавского триллера как самостоятельного жанра началась со Стига Ларссона и его трилогии «Миллениум». Вслед за этим появился норвежец Ю Несбё и шведский сериал «Мост».
Если попытаться сформулировать, что объединяет шведов, норвежцев, датчан, а теперь уже и их подражателей со всего мира, то, вероятнее всего, это будет «характер». Внимание всего мира сейчас приковано к человеку, а не к масштабным историческим процессам – интереснее читать и смотреть про то, как меняется индивидуальное под воздействием обстоятельств. Авторы и сценаристы на любом языке углубляются в психологию, все больше и больше сужают поле своего зрения, доказывая, что «обычных» или, наоборот, выдающихся, не бывает, а бывает личность, поставленная в экстремальные условия. Лучшие маньяки получаются из офисного планктона и домохозяек, а кровавые убийцы живут в типовых домах и квартирах и ездят каждый день на метро.
Никто, пожалуй, не проиллюстрировал это с таким мастерством, как скандинавы. Мы не просто наблюдаем за поиском преступника – его сознание и способ мышления перед нами, как на ладони, и мы уже начинаем ему сочувствовать и по-человечески понимать, что не может он не выкалывать глаза своим жертвам, жизнь у него была тяжелая. Да и сам детектив – яркая индивидуальность, у него если не расстройство аутического спектра, то хотя бы алкоголизм, а уж о личной заинтересованности в поиске преступника и говорить нечего.
Природные особенности Скандинавии авторам только на руку – на монохромном фоне северных пейзажей и северных городов кровь проступает лучше, а бесстрастное выражение лиц и скупость диалогов делает драму, которая разыгрывается внутри каждого персонажа, гораздо более выпуклой и объемной. Недаром этот фирменный стиль перенял у кинематографа название «нуар». Это не только про цветовую гамму – черный и белый, стальная гладь моря и низко нависшее серое небо – но и про фатализм, с которым принимают происходящее герои, их готовность поставить на карту все, не меняясь при этом в лице.
Роман «Очевидец», который впервые публикуется на русском языке, продолжает традицию скандинавского нуара, но в центре внимания уже не просто отдельно взятая личность, а женщина по имени Харриет, заурядность которой подчеркивается с самого начала – личная жизнь складывается не очень хорошо, она от стресса объедается шоколадками и новая начальница не то, чтобы стерва, но какая-то недружелюбная. Она устраивается на работу в полицию «гражданским следователем» - звания у нее нет, а есть только юридическое образование, и уважения коллег ей это не прибавляет.
Однажды Харриет не везет, и она едва не становится свидетелем преступления – в городке начинается охота на маньяка, который приклеивает своим жертвам веки скотчем, словно для того, чтобы они не смели закрывать глаза на происходящее. В какой-то момент Харриет понимает, что осталась с жестоким убийцей один на один, просто потому, что решила довериться своему инстинкту и начать собственное расследование.
Анна Богстам пробует не только новые жанры, но и новые формы коммуникации с читателем – серия о Харриет стала успешным примером сотрудничества автора, литературного агентства и книжного аудиосервиса «Сторител», уже зарекомендовавшего себя и в России. Ее книги продались общим тиражом в 200 тысяч экземпляров по всему миру.
Серию «Новый скандинавский триллер» продолжает трилогия датчанки Анне Метте Ханкок, первая книга которой, «Трупный цветок», удостоилась в 2017 году престижной премии Датской академии детектива, а вторая заслужила писательнице звание «Автора года».
«Трупный цветок» - это история уже двух женщин, оказавшихся по разные стороны баррикад. Журналистка Элоиза Калдан получает серию загадочных писем от некоей Анны Киль, осужденной за убийство адвоката и бесследно исчезнувшей несколько лет назад. Элоиза начинает расследование, когда становится очевидным, что ее судьба каким-то образом связана с судьбой Анны, а значит, ее собственная жизнь тоже поставлена на карту. В романах Ханкок действует классическая детективная пара – Элоизе помогает полицейский Эрик Шефер, который напомнит читателям знаменитого Мартина Роде из сериала «Мост», кстати, тоже датчанина.