Найти в Дзене
Популярная авиация

Обучение на коммерческого пилота в России и США. Различия.

Оглавление
Наиболее популярный во всем мире самолет первоначального обучения - Cessna-172S
Наиболее популярный во всем мире самолет первоначального обучения - Cessna-172S

Сегодня даже человеку, далекому от авиационной отрасли, хорошо известно о серьезной нехватке коммерческих пилотов в России. Эта проблема, обусловленная быстрым ростом рынка воздушных перевозок (опустим временную глобальную турбулентность в экономике), актуальна не только в нашей стране, но и в большинстве других государств мира. США, в которых летных училищ в десятки раз больше, чем в России, также
не избавлены от нехватки летных кадров. Укажем на основные отличия в подходах к подготовке пилотов у нас и в северо-американских штатах.

Подготовка пилотов в России

В нашей стране коммерческих пилотов готовят в восьми учебных заведениях. Все они государственные. Два ВУЗа и шесть летных училищ. Срок обучения в высшем учебном заведении - 5 лет, в среднем - 2 года 10 месяцев.

Образовательный процесс выстроен в советских традициях. В программы обучения пилотов входят не только специальные "летные" предметы, такие как аэронавигация, аэродинамика, метеорология, конструкция летательных аппаратов, но и общеобразовательные: философия, история, экономика и другие. Такой у нас остается система образования: учебные заведения призваны готовить не специалистов в узкой области, но гражданина с широким кругозором. Можно долго спорить о плюсах и минуса подхода, но это предмет для другого разговора.

Занятия в одном из летных училищ России
Занятия в одном из летных училищ России

Налет выпускника любого из учебных заведений составляет 150 часов. Первые 105 часов летной практики проводятся на однодвигательном самолете, остальные 45 - за штурвалом двухдвигательного воздушного судна и тренажером, его имитирующем.

Американский подход

В США работает огромное количество летных школ, готовящих курсантов к получению свидетельства коммерческого пилота. Преимущественно располагаются они в южных штатах: Техас, Калифорния, Флорида, где благоприятные погодные условия позволяют осуществлять учебные полеты практически 365 дней в году.

Курсанты американских школ получают сугубо профильное образование. В учебной программе отсутствуют общеобразовательные дисциплины. По этой причине срок обучения пилота кратно короче, чем в России: около 10 месяцев.

На карте отмечены некоторые из летных школ США (Google maps)
На карте отмечены некоторые из летных школ США (Google maps)

Учебные полеты начинаются практически одновременно с началом освоения теоретических дисциплин. Выпускник заокеанской школы получает налет 250 часов. Выпускное воздушное судно так же, как и у нас, в обязательном порядке двухдвигательное.

Резюме

На первый взгляд, по сравнению с российской системой летного образования, у американской есть только преимущества. Однако все не так однозначно. Стоимость обучения в США выше, чем в России, а бесплатно получить образование практически невозможно. Выпускник американской летной школы имеет очень мало шансов устроиться на работу в большой авиации, где требуется налет 1500-2000 часов, получить который - отдельная нетривиальная задача.

Впрочем, ранее опубликованный Популярной авиацией анализ развития авиационных отраслей двух стран, в том числе и по количеству работающих пилотов, гораздо более красноречиво говорит об эффективности той или иной системы профильного образований и логики развития отрасли в целом.

Если текст показался вам интересным, вы можете поощрить автора, подписавшись на канал.