Медитация - такое красивое слово и давно уже стало модным символом сосредоточенности и духовного роста. Однако, кроме сосредоточения - что она дает? И как это работает?
У всякого действия есть механизм. Тревога - вырабатывается кортизол. Страх или гнев - адреналин. Внутри пирога - начинка, внутри кокона - зародыш бабочки или жука. Все можно разобрать и проанализировать. Если что-то не поддается анализу - либо недостаточно данных, либо иллюзия.
Медитация - давно признанная техника гимнастики ума. Также, как упражнения для мышц требуют последовательности с опорой на уже освоенную нагрузку, так и медитация - упражнения, которые нужно делать по правилам, иначе это не тренировка, а развлечение.
Цели у медитации могут быть разные - отдых, концентрация, получение нестандартного решения на сложный или простой вопрос, поиск своих способностей, тренировка ради тренировки (и такое бывает), развитие имеющегося навыка (кто-то, говорят, из себя выходит в астрал, кто-то мысли читает, но подтверждений этим историям я не встречала, хотя рассказывают убедительно и в подробностях. Ну, знаете ли, шизофреник тоже в подробностях вам расскажет, как превратился в жирафа и любил марсианских женщин, вряд ли вы ему поверите).
Общее действие у всякой медитации - концентрация внимания на чем-нибудь. Пупок, цветок, камень, ничего (говорят, это высший пилотаж, не думать ни о чем), решение нерешаемой задачи. Есть в неких буддийских монастырях практика - дают послушнику нерешаемую задачу, она называется Коан, и он медитирует, ищет ее решение. "Как звучит удар одной ладони об ничто", "как можно ударить палкой без палки", "посмотри на свой затылок" и тому подобное. Есть много трактовок, зачем это делается, много поэтических метафор про ключи, чайники и деревья, но технически суть задачи такова: ученик получает нерешаемую задачу, перегружает процессор, после чего переходит на дополнительные мощности, которые дают нестандартный ответ. Метафорически это звучит как: "Коан ключ, решение дверь, но нужно не открыть замок, а увидеть, что там, за дверью". То есть важно не решить задачу, а получить некую прокачку мозга для дальнейших задач.
Человеческое общество развивалось миллионы лет, отбрасывая всякие архетипы и другие общечеловеческие ценности, остановимся на ценностях выживания. Для того, чтобы сделать ловушку, найти укрытие, выследить животное, создать предмет быта, нужно не творческое, а логическое мышление. Продумать эффективность, максимально удобно-полезное крепление камня на палке, чтобы выкопать ямку и настучать по голове врагу - все это требует логики. Не творчества. Творческая часть мозга (грубо назовем ее правым полушаерием, но это очень условно) развивалась параллельно, если бы это было полушарием, то оно было бы менее развито, чем левое, чего не заметно. Оба полушария богаты связями, нейронами и бороздами, по площади одинаковы, так что суть не в этом. Логическое мышление развивалось и поощрялось самой жизнью, люди творческие ценились всегда меньше, считались чуть ли не бесполезными, впрочем, это наблюдается и сейчас - чем беднее общество, тем менее ценны художники, родители стремятся настроить своих наследников на работу в области более стабильного дохода - быть чиновником, юристом, программистом.
Вследствии этих факторов, творческая часть мозга развита плохо и включается нечасто, "вдохновение" надо призывать, стимулировать, ждать на чемоданах, надеяться и верить. Тогда как умение посчитать цифры натренировано с дошкольных лет так, что разбуди любого в ночи и заставь сложить арифметическое уравнение - он справится. А вот творчески сочинить песню или нарисовать годную картинку - способны лишь редкие люди. Потому что это не тренируется. Это не нужно.
Нужно лишь тогда, когда надо решать нестандартные задачи. Некоторые знают это потрясающее ощущение вдохновения, озарения и гениальной прозрачности решения после долгих мучительных часов битья головой о задачу или проблему, и вдруг - оно! Решение такое простое! Да, надо перевернуть с ног на голову всю концепцию, зато все стыкуется идеально!
Это вот озарение еще называют инсайтом. Оно появляется тогда, когда включается творческая часть мозга. Она, как и все в нашем организме, очень экономна и спит, пока ее не распинают. Мозг не может не работать, поэтому пашет более тренированная, логическая система. И только тогда, когда она перегреется и вырубится, включается творческая.
Ученик садится в позу лотоса, и начинает думать, как можно ударить палкой без палки. Логика сразу же дает ответ: никак. Нет палки, нельзя ею ударить.
Ученик отбрасывает это решение, как неверное и снова и снова делает запрос центральному логическому оператору. Час, два, пять... Оператор говорит "ой, все!" и измученный, передает полномочия творческому оператору. Творческий, благо он отдохнувший и полный сил - выдает легко красивое и необычное решение, которое наполняет ученика восторгом. Ученик идет к учителю с сияющими глазами, а тот, уже сквозь сияние видя активного творческого оператора, отвечает: "Можешь мне не говорить ответ, я вижу, ты его уже нашел".
Задача по тренировке выполнена. Переключение произошло. Но это однократный случай. Чтобы научиться это делать легко и быстро, нужны регулярные тренировки. И часто медитируя, ученик приучается входить в творческое состояние быстро, без мучений, уже зная дорогу. Мозг - невероятно эргономичная система. Если требуется от него постоянно какая-то работа в одном режиме, он настраивается максимально экономично, чтобы в этот режим входить быстро и легко.
Да, поскольку у современного человека эта функция не тренирована, требуются годы для научения пользования такой чудо-способностью. Да, попутно пользователь получает кучу интересных фишек, которые обыватели назовут чудом или сверхспособностью. Но это, по сути, побочный продукт, а по факту человек научается пользоваться своим мозгом в двух режимах (для продвинутых - а есть и другие!), произвольно включая логику или творчество.
Если вы хотите вот прям сейчас начать прокачивать способности собственного мозга, вот вам несколько правил:
- начинайте с простых упражнений (на 1 секунду избавиться от всех мыслей, минуту думать только о предмете, не допуская посторонних мыслей, 10 минут следить за своим дыханием)
- делайте не больше двух упражнений в день (например утром и вечером)
- перестаньте ориентироваться на результат и ставить себе оценки, даже в режиме "получилось\не получилось", обязательно поощряйте себя за любое действие во время медитации , возьмите за принцип "получилось всегда"
- если во время медитации есть желание сменить цель или задачу - позвольте себе такую роскошь, делайте то, что вам хочется - дышать глубже или сменить объект концентрации. Озарение может прийти и в момент наблюдения за лучом света или лежащим одиноким носком.
- Все, что тренируется - то развивается. Желаю вам удачи, заботьтесь о себе. Это ваша жизнь и никто не проживет ее за вас интереснее и лучше!