Найти тему
deletant

Морозовская водонапорная башня в Орехово-Зуево.

Начать свой рассказ про одно замечательное открытие и не упомянуть про город в котором, находится этот шедевр архитектуры конца XIX-века просто невозможно. Поэтому совсем немного про Орехово-Зуево. Орехово-Зуево - районный центр на востоке Московской области России, расположенный в 89 км к востоку от Москвы на берегах реки Клязьмы, левого притока Оки. Узел железнодорожных линий Москва - Нижний Новгород и Александров - Куровская. Город образовался в результате слияния в 1917 году деревень Орехово, Зуево (старейшая, известная с XIII века, первое упоминание о которой - Волочёк Зуев - было в 1209 году) и Никольское, а также фабричного посёлка Дубровка. Орехово-Зуево - один из старейших в России центров текстильной промышленности, которая развита в Орехове ещё с XVIII века, с начала деятельности предпринимателей Морозовых. В 1862 году через город было открыто движение по однопутной железнодорожной линии Москва - Нижний Новгород. В 1890 в Орехове насчитывалось 17 фабрик, на которых было задействовано более 30 тысяч рабочих. Орехово-Зуево - центр стачечного движения XIX - начала XX веков. Здесь в 1885 году состоялась Морозовская стачка, одна из крупнейших в России; орехово-зуевские рабочие участвовали в революционном движении 1905 года. С 1901 года в Орехове существовал районный комитет РСДРП (возглавлялся Иваном Бабушкиным). В 1904 году под руководством Л.Б.Красина построена электростанция, электрифицированы мануфактуры и городское хозяйство. В 1916 году первые диэлектрические плиты стали выпускаться на заводе "Карболит". 21 сентября 1917 года город получает современное название и статус. В 1943 году замыкается проходящее через город Большое кольцо Московской Железной Дороги, в 1960-х годах строится сортировочная станция. В одно мгновение ты оказываешься в России конца XIX-го столетия. Вот и я чуть не вывалился из-за руля своего автомобиля, когда проезжал мимо:

Я часто бывал в Орехово-Зуево по делам, но в рабочие районы попасть до недавнего времени не довелось. И очень об этом жалею. Хотя на на некоторых фабриках все же был, но они меня не зацепили за живое. На этот раз мы были с другой стороны железной дороги. Видимо она делит город практически пополам. Первым делом делом на глаза попала неимоверной красоты водонапорная башня:

-2

Таких архитектурных изысков в Московской области я даже и не надеялся увидеть. Ими больше славится Калининградская волость, но чтобы туда добраться, нужно потратить довольно много средств и времени. А если отправляться на автомобиле, то к тому же просто необходима Шенгенская виза. А тут на тебе все под носом, совсем рядом. Потом мой взгляд зацепился со соседнее строение, как оказалось на поверку бывшая Морозовская казарма:

-3

В общем на обратном пути я просто загорелся идеей посмотреть эти сооружения поближе, благо моя цифромыльница чисто случайно оказалась под рукой. Водонапорная башня в Воронцовско-Пролетарском районе была построена к 1896 году, о чём до сих пор свидетельствует надпись на её фасаде:

-4

Она представляла собой сооружение, напоминающее донжон средневекового замка и дополненное надстройкой с часами на все четыре стороны, а под ней находилась артезианская скважина, пробуренная в 1895 году на глубину 123 метра, производительностью 150000 вёдер в сутки. Башня служила основой жизнеобеспечения рабочего района. В её верхней части были установлены металлические баки, из которых вода разливалась по казармам.
С архитектурной точки зрения башня прекрасно вписывалась в комплекс зданий Театральной улицы, так как все они, включая казармы, больницу и Зимний театр, были выполнены в стиле модерн, одной из характерных черт которого является именно стилизация под архитектуру прошлых эпох. Наша башня напоминала лондонский Биг-бен, также выстроенный во второй половине 19 века в псевдоготическом стиле. В архивах сохранилось фото этого начала XX-го столетия:

-5

Из-за буйной растительности сделать фотографию в таком ракурсе сейчас не получается:

-6

Часы на башне фирмы Коруновых, изготовленные в Москве, являлись в то время единственными в Орехово-Зуево часами общего пользования. До их установки сигналом времени была казарменная колотушка. На башне две 15-пудовые гири на металлических тросах тянули завод часов. Бронзовый 16-пудовый колокол отбивал часы и получасы. По циферблату двигались две стрелки: одна – полтора метра, другая – три четверти метра. Выписанный из Москвы для обслуживания часов мастер Ф.В. Бушарин в определённое время поднимался на высоту семиэтажного дома и заводил часы ключом, похожим на ручку лебёдки, обеспечивая их ход на неделю. Бушарин ходил на станцию Орехово, где на телеграфе сверял точное время. После 1917 года часы обслуживал мастер А.Ф. Поликанов, и они исправно служили горожанам ещё более полувека.

-7

К сожалению, по чьей-то халатности в 1977 году в башне случился пожар, уничтоживший верхнюю надстройку с часами. Но, даже лишившись циферблата, башня всё равно оставалась одним из самых заметных и необычных зданий в городе. Благодаря расположенной рядом пивной она была особенно любима в народе. Желающих выпить пива «под башней» всегда было много:

-8

Ей даже посвящали свои стихотворения. Вот как писал орехово-зуевский поэт Сергей Будин (1946 – 2010):

Солнце к западу поехало,
Покатилось под откос.
Здравствуй, Старое Орехово,
Где родился я и рос.
Здравствуй, башня Воронцовская!
Помнишь всё наверняка.
Ты поменьше, чем кремлёвская,
Но видна издалека.
И стоишь ты, непокорная,
Над районом целый век,
Моя башенка напорная,
Как рабочий человек...

В настоящее время Башня наряду с казармой № 24 и другими морозовскими зданиями в северной части улицы Бугрова входит в список объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, расположенных на территории Московской области, составленный Министерством культуры Московской области.
Однако после того, как решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево был повышен коэффициент арендной ставки на муниципальное имущество, РЭУ–9, располагавшееся в здании башни, 1 января 2012 года переехало в другое помещение, и башня осталась без хозяина. И начинает разваливаться прямо на глазах у горожан:

-9

Входные ворота, когда-то закрывающие территорию от любопытствующих взглядов и рук вандалов ныне обтянуты лентой с текстом о том, нине миром правят "Деньги...Деньги...Деньги..." И точно указана контактная информация для местной администрации, которая никак не может их найти на восстановление памятника архитектуры:

-10

Сейчас здание находится в полном запустении, разбиты окна, выломаны рамы. Оно отключено от центрального отопления, стены начинают трещать по швам. Каждый ближайший год может стать для нее последним:

-11

Рядом с парадной в фундаменте зияет огромная дыра, видимо следы вандалов, которые поспешно эвакуировали по самому короткому пути, припрятанные в обширных подземельях награбленное:

-12

Двери как у гостеприимного хозяина всегда открыты для заблудшего путника:

-13

Грех не воспользоваться такой доброжелательностью:

-14

Но что-то меня все-таки настораживает в этом псевдоготическом замке. Толи это оковы на окнах:

-15

Толи плаха, на которой видимо отсекали головы нерадивых сотрудников МУП:

-16

И затем подвешивали их бренные тела на тали для всеобщего обозрения:

-17

В соседнем помещении, где с улицы в фундаменте зияет дыра видимо был организован уголок по технике безопасности и класс по совершенствованию действий по ГО:

-18

На случай нападения предполагаемого противника все сотрудники были укомплектованы средствами индивидуальной защиты. Каждая мелочь преподносилась на блюдечке с резной каёмочкой:

-19

В связи с тем, что любая провинность и даже шаг в лево или в право от намеченного курса наказывался в комнатах пыток. То для избежания повинности каждому подневольному сотруднику составлялась подробнейшая инструкция по технике избежания возмездия и заверялась гербовой печатью:

-20

Сами печати и самое ценное хранилось в несгораемых сейфах, которые просто необходимо было выносить в первую очередь на случай ЧС и ЧО:

-21

Но не спасли бывших хозяев не инструкции на все случай жизни, ни толстые крепостные стены:

-22

Впопыхах все разбросали и поспешно покинули родные стены:

-23

Правда некоторые защищались до последней капли крови. Били срезаны все чугунные пролеты лестниц, ведущих на верхние рубежи обороны:

-24

Но вандалы, которые пытались взять башню на абордаж проявляли всевозможные чудеса. Они карабкались на самый верх и делали свое черное дело словно боевые пауки даже без альпинистского снаряжения:

-25

Глоток свежего воздуха возвращает меня из средневековья в настоящую действительность. Мое тело покрылось мурашками, а голова испариной от провала во времени. Нужно срочно делать ноги от сюда:

-26

Останки домомучителей все еще преграждают мне выход наружу:

-27

Видимо у тех, кто стоял у руля на самом деле закончились деньги:

-28

Снаружи остались следы нападения и неумелой консервации объекта:

-29

Башня имеет развитую сеть подземелий, но туда моя нога не ступала:

-30

Наметанный взгляд выхватывает на фронтонах оригинальные розетки, характерные для архитектуры тех лет. Ими закрепляли стяжки для укрепления наружных стен:

-31

Кое-где сохранились кованные петли тех лет. При умелом обращении он могут прослужить еще много лет:

-32

Вдоль всего внутреннего периметра выставлены практически все окна. Словно МАМА приготовилась мыть РАМЫ:

-33

Башне с каждым днем все тяжелее сопротивляться воздействиям окружающей среды. Кладка начинает разрушаться:

-34

Очень странно, что на территории сохранилась эта незатейливая металлоконструкция, видимо кто-то спугнул металлистов или они оставили ее на закуску:

-35

Мы говорим нашей башне до свидания, до новых встреч. А рядом еще множество объектов, характерных для Морозовского архитектурного наследия, которые с легкой подачи администрации брошены на произвол судьбы:

-36

Парадокс: во всём цивилизованном мире здания, возраст которых превышает сто лет, берутся под охрану государства, становятся достопримечательностями городов, туристическими объектами, и, соответственно, возрастает их рыночная стоимость, ведь они обретают статус историко-культурных объектов, значение и ценность которых с каждым годом лишь увеличивается, а мы же, словно варвары, не замечаем бесценных сокровищ, оставленных нам предками, и готовы разрушать прекрасные памятники нашей истории ради сиюминутной выгоды, а то и просто так – в упоении от собственного невежества, дикости и вандализма!
P.S. в качестве первоисточника использованы материалы Клима Булавкина:
-
Башня прощай?
-
О сохранении Морозовского архитектурного наследия и перспективах развития туризма в Орехово-Зуеве.

Мне ни сколько не жалко потраченного времени, но становится грустно из-за того, что по чей-то халатности город утерял свой индивидуальный хронограф, который общими усилиями энтузиастов просто необходимо восстановить