Найти тему
Павел Ефимов

Тайна Лужецкого монастыря

Удивительные артефакты, найденные в 1999-2000 годах при расчистке территории Лужецкого Ферапонтова Монастыря в Можайске (Московская обл.). Информация уже мелькала в сети, в частности довольно подробно об этом писали А. Фоменко и Г. Носовский. Есть интересная работа Л.А. Беляева «Белокаменное надгробие Ферапонтова монастыря» описывающая первый найденный в 1982 году артефакт такого рода. Однако обширных фотоматериалов и обсуждения этой темы нет.
Пробую восполнить пробел.

-2
Старые надгробия были использованы в фундаменты новых построек.
Старые надгробия были использованы в фундаменты новых построек.
-4

Как-то с трудом верится что приведенные выше фотографии относятся к Руси, да еще и Руси христианской. Мы не видим решительно никаких признаков традиций к которым привыкли. А ведь по официальной истории Русь на тот момент уже крещена шесть столетий.
Недоумение законное, но есть артефакты которые ставят в тупик еще больше.
Некоторые плиты содержат надписи, в большинстве кириллической вязью, иногда очень высокого уровня исполнения.

«Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ» Надпись не оставляет кажется сомнения что похоронен христианский монах.
Как видно надпись выполнялась искусным резчиком (вязь очень хороша) на боковой части камня. Лицевая сторона оставалась свободной от надписей. Саватей почил в 1669 году от р.х.
«Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ» Надпись не оставляет кажется сомнения что похоронен христианский монах. Как видно надпись выполнялась искусным резчиком (вязь очень хороша) на боковой части камня. Лицевая сторона оставалась свободной от надписей. Саватей почил в 1669 году от р.х.
 «Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея»
Т.е. Таисия почила в 1651 году от р.х.
Верхняя часть плиты утрачена полностью, потому нет возможности узнать как она выглядела.
«Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея» Т.е. Таисия почила в 1651 году от р.х. Верхняя часть плиты утрачена полностью, потому нет возможности узнать как она выглядела.

Уже из этих двух картинок появляются вопросы.
1. Не кажется вам странными столь богатые надгробия монахов? Схимники конечно почитаемы в православии но настолько ли чтоб иметь подобные последние почести?
2. Даты погребения заставляют усомнится в версии о том что в дело строительства шли якобы только старые надгробия (есть такая точка зрения). Приведенные плиты ушли в фундамент очень молодыми о чем кстати говорит и их сохранность. Будто вчера резаны. Воля ваша, но дюже странно так обходится со свежими захоронениями да еще и святой братии.
Я могу осторожно предположить что... не братья они уже были реконструкторам никонианским, а как бы люди иной веры. А с усопшими иноверцами можно не церемониться, тогда и живых не шибко берегли.

Можа́йский Луже́цкий Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтов мужско́й монасты́рь — расположен в городе Можайске, существует с XV века. Единственный (кроме храмового комплекса на месте бывшего Якиманского монастыря) из 18 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней.
Можа́йский Луже́цкий Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтов мужско́й монасты́рь — расположен в городе Можайске, существует с XV века. Единственный (кроме храмового комплекса на месте бывшего Якиманского монастыря) из 18 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней.

Монастырь основан св. Ферапонтом Белозёрским, учеником Сергия Радонежского по просьбе князя Андрея Можайского. Это произошло в 1408 году по прошествии 11 лет от основания им же Белозёрского Ферапонтова монастыря. Посвящение Лужецкого монастыря Рождеству Пресвятой Богородицы связано с решением самого Ферапонта. Видимо Рождество Богородицы было близко его душе, так как и Белозёрский монастырь также посвящался Рождеству. Кроме того, этот праздник особо чтился князем Андреем. Именно в этот праздник в 1380 году его отец, великий князь московский Дмитрий Иоанович сражался на поле Куликовом. По преданию, в память о том сражении его мать великая княгиня Евдокия построила в Московском Кремле Церковь Рождества Богородицы.

Первый каменный собор в честь Рождества Богородицы простоял в Лужецком монастыре до начала XVI века, после чего был разобран, а на его месте, в 15241547 годах, выстроен новый, пятиглавый, сохранившейся до наших дней.

Первый архимандрит Лужецкого монастыря — преподобный Ферапонт, прожив девяносто пять лет, скончался в 1426 году и был похоронен у северной стены собора. В 1547 году причислен к лику святых Русской православной церкви. Позже над его захоронением был построен храм.

Лужецкий монастырь просуществовал до 1929 года, когда согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета от 11 ноября был закрыт. Монастырь пережил вскрытие мощей основателя, разорение, разрушение и запустение (он стоял бесхозным ещё в середине 1980-х). В довоенный период в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудования. На монастырском некрополе находились фабричные гаражи со смотровыми ямами, складские помещения. В братских келиях были устроены коммунальные квартиры а здания переданы для устройства столовой и клуба воинской части.