Найти тему
AboutSPB

Вокзалы Санкт-Петербурга

Оглавление

Витебский вокзал

Загородный проспект, 52
Загородный проспект, 52

Или Царскосельский. Или Детскосельский. Именно тут началась история российских железных дорог, когда в 1837 году отсюда отправился первый поезд до Царского села. Поначалу тут было обычное одноэтажное деревянное здание, больше напоминающее станцию в небольшом городке. Потом архитектор Тон (автор Московского вокзала) построил здание в классическом стиле. Но оно пришло в негодность, и в 1904 году по проекту архитектора Бржезовского тут выстроили громадный вокзальный комплекс в стиле модерн. Нынешний Витебский вокзал и сейчас не уступает по красоте европейским. Ажурные решетки, модернистское оформление, многообразие архитектурных форм, подчас далеких от привычного для Петербурга классицизма — все это было в новинку, все это было уникальным для тогдашней России.

Балтийский вокзал

Набережная Обводного Канала, 120
Набережная Обводного Канала, 120

Еще один пример вокзала европейского типа в Петербурге (очень уж напоминает он западные аналоги по своему виду). Поначалу вокзал назывался Петергофским. В качестве образца для него был взят Восточный вокзал в Париже. Раньше поезда отправлялись с него в сторону Ревеля (Таллин) и Петергофа прямо из-под стеклянного купола. Потом купол демонтировали, пути отодвинули.

Варшавский вокзал

Набережная Обводного Канала, 118
Набережная Обводного Канала, 118

Если с Балтийского вокзала поезда шли в сторону будущих Эстонии и Латвии, то Варшавский вокзал был первым, откуда российские поезда начали ходить за границу. В 1862 году именно отсюда проложили дорогу до Варшавы (где делалась пересадка на поезда до Берлина и Парижа), а также до Восточной Пруссии. В свое время платформы (как и на Балтийском вокзале) находились под стеклянным куполом. Потом его снесли, а пути отодвинули. К 1990-м годам вокзал находился в крайне плачевном состоянии. В какой-то момент с него прекратили пускать поезда дальнего сообщения, а в 2001 году и вовсе закрыли на реконструкцию. Пути отдали железнодорожному музею, а само здание перепрофилировали под торговый комплекс «Варшавский экспресс». Из всех бывших вокзалов Петербурга (были еще Озерный и Приморский) Варшавский — единственный, который «дожил» до наших дней.

Московский вокзал

Площадь Восстания, 2
Площадь Восстания, 2

Шедевр архитектора Тона (автора старого Витебского и Ленинградского (Николаевского) в Москве). На его месте могло быть и другое здание. В 1910-е годы после перестройки Витебского вокзала настал черед и Николаевского (так тогда назывался Московский), в конкурсе участвовали даже Щуко и Лидваль, но Первая мировая война не дала проекту завершиться. Нынешний вид — с большим залом, где установлен памятник Петру I — вокзал приобрел только в 1960-е годы. Сейчас это самая загруженная станция железной дороги в Петербурге. Отсюда поезда идут и в Москву, и в Сибирь, и в Сочи.

Финляндский вокзал

площадь Ленина, 6
площадь Ленина, 6

С этим вокзалом связаны главные события в жизни Петербурга XX века. Именно на Финляндский вокзал (тогда еще старое здание 1870-х годов) прибыл Ленин из эмиграции. Кстати, в 1957 году финны подарили СССР тот самый паровоз, на котором будущий вождь мирового пролетариата прибыл в Петербург. Именно Финляндский вокзал работал всю Блокаду. Отсюда начиналась Дорога жизни. Старые здания практически не сохранились (есть только небольшой корпус, выходящий на улицу Комсомола), вместо них в 1950-е годы было сооружено огромное здание в духе функционализма без излишеств. К нему пристроили и станцию метро «Площадь Ленина» с прямым выходом в зал ожидания.

Ладожский вокзал

Заневский проспект, 73
Заневский проспект, 73

Самый новый и единственный сквозной вокзал в Петербурге. Его хотели построить еще в 1970-е годы, начали даже разрабатывать проекты на месте железнодорожной станции «Уткина Дача». Но в конце 1980-х годов деньги кончились, а идею строительства вокзала отложили в долгий ящик. В итоге его построили к 300-летию Петербурга по проекту архитектора Никиты Явейна. Он являет собой редкий случай приятной глазу современной архитектуры (с элементами вокзалов XIX-XX века), с башенками, арками и просторным залом ожидания, из которого надо спускаться вниз на пути. Прямо под частью вокзала проходят трамваи и рядом имеется станция метро «Ладожская».

На этом центральные вокзалы закончились, но хотелось бы показать вам еще несколько красивых станционных зданий Санкт-Петербурга.

Удельная

На участке Санкт-Петербург—Выборг между станцией Ланская и платформой Озерки
На участке Санкт-Петербург—Выборг между станцией Ланская и платформой Озерки

Финн Бруно Гранхольм работал много и плодотворно. Он является автором десятка вокзальных сооружений, прежде всего, для Выборгского направления железной дороги. Построенные им в 1900-е годы здания вокзалов — это пример аккуратного национального романтизма, какой можно встретить еще в Сортавале и частично в Выборге. Удельная, знаменитая, кроме прочего, и тем, что на нее тоже прибывал Ленин, была построена в 1915 году и в целом дожила до нашего времени без особых изменений, не пострадав и от финских войск во время Блокады. Сейчас станция Удельная — один из крупнейших пересадочных узлов в городе: метро, автобусы сразу на два района, трамвайное кольцо.

Шувалово

11 километров от Финляндского вокзала на территории одноименного дачного района, в современном муниципальном округе Шувалово-Озерки
11 километров от Финляндского вокзала на территории одноименного дачного района, в современном муниципальном округе Шувалово-Озерки

Самое красивое здание работы Бруно Гранхольма, смесь модернизма и романтизма. Аккуратная кирпичная кладка, треугольная крыша, полукруглые окна — это не станция, а самый настоящий замок. Не зря тут любят снимать самое разное кино: от мелодрам до сериалов.

Царское село

город Пушкин
город Пушкин

Удачный пример вокзальной архитектуры сталинского периода и одновременно символ массовой пушкинизации всей страны. Станцию открыли буквально через год после 150-летнего юбилея поэта и ее внутреннее убранство пестрит различными художественными упоминаниями его биографии: барельефы Дельвига и Жуковского, плафоны с изображением поэта, наконец, его бронзовая станция в центральном зале — архитектор Левинсон создал даже не вокзал, а, скорее, мемориал Пушкина, в котором по какой-то нелепой случайности оказались кассовые залы, платформы и подземные переходы.

Смотрите также:

8 самых загруженных станций метро СПб

5 чудес ЛО