Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Эти замечательные мальчишки в подростковых книгах Владислава Крапивина

В теплой, милой, замечательной детской литературе советских времен отдельно можно выделить книги Владислава Крапивина. Пожалуй, никому другому не удалось так ярко, душевно, по-доброму, тонко и психологически неутомительно описать особый тип мальчишек.

Наверное, их так и можно назвать: мальчишки Крапивина.

Это мальчики лет от 8 до 15, еще недостаточно взрослые, чтобы относиться к миру скептично, и уже недостаточно дети, чтобы забыть чудеса.

А чудес хватает. Например, среди старого барахла в простом чулане они находят ковер-самолет. Или вдруг на старом заброшенном стадионе с ними начинают разговаривать лошади.

Все эти Славки, Витальки, Данилки… даже Сандалики. И фамилии у них тоже под стать: Васильковы, Лапниковы, Городецкие, Топольковы…

Худые, лохматые, вихрастые, большеглазые, с поцарапанными коленками и задорными лицами.

Живут они чаще в старых деревянных домах. Знаете, таких милых, уютных, «родом из детства». И вокруг стрекочут обязательные кузнечики и шелестит трава. И небо такое, что… очень близко и волнующе.

Дом в Калуге. Снимок сделан автором этого поста
Дом в Калуге. Снимок сделан автором этого поста

Еще они очень любят хорошие книги и кино. О приключениях, например о средневековых мушкетерах или советских разведчиках, пиратах и летчиках, парусных кораблях и подвигах. И ценят не менеджеров, а смотрителей маяков и хранителей музеев удивительных морских открытий.

Они знают, что такое фюзеляж и угол атаки и чем форштевни отличаются от брамселей, а кливера – от марселей. И мечтают стать полярными капитанами. Или летчиками. Или геологами.

Их не интересуют материальные ценности. Из материального им нравятся, допустим, модели корабликов. Или велосипеды. Или вот костюм интересен, только если он, к примеру, матросский. И на нем большой воротник хлопает, словно крылья, даже взлететь хочется. А сам костюм такой легкий, будто парус.

Более того, они знают настоящую цену вещам. Вот вы думаете, что ковры нужны, чтобы вешать их на стенку? Как бы не так! Ковры нужны, чтобы делать из них домики, устраивать на них соревнования по классической борьбе (и по неклассической тоже), загорать, постелив их на крышу…

И с девочками они дружат, как правило. Даже могут из-за них на дуэль вызвать (ведь мальчишки Крапивина обожают шпаги). А если это настоящие девочки, то они говорят положенное в таком случае «вы с ума сошли».

И они умеют ловить солнечных зайчиков руками. И влетают в радугу.

И они рвутся на подвиги. И на приключения. И не просто рвутся, но и попадают в них. Причем чаще неожиданно – когда выходишь утром из дома и думаешь: «Сегодня обязательно случится что-то необыкновенное», а потом, и впрямь, случается что-то, из-за чего «летят вверх ногами все планы».

Сознавайтесь: вы наверняка о таком в детстве мечтали? Ай-вей, да многие наверняка о таком мечтают до сих пор! А иначе как объяснить тягу наших взрослых солидных людей к фантастике и фэнтези?

Клады этих мальчишек тоже привлекают, но это не вариант Тома Сойера. Том Сойер был литературным персонажем чисто западного образца. А мальчишки Крапивина очень напоминают настоящих строителей коммунизма – в лучшем смысле этого слова, если не впадать в пафос и наив. То есть они хотят лучшей жизни для всех и готовы эту жизнь строить, причем без каких-то там оплат и орденов.

Такие вот чистые души. Но не занудные, а очень даже веселые и подвижные. Такие, каких очень не хватает в наше время.

И еще они очень любят море и воздух. Поэтому почти все они грезят либо о том, чтобы работать моряками, либо о полетах. И сочиняют стихи о том, как гудят «влажные зюйд-весты» или как они сами умеют «догонять ветер».

Наконец, это мальчишки, которые умеют дружить по-настоящему. Они помогают друг другу, спасают друг друга – даже если знают, что им сейчас попадет… или даже если случится что-то более серьезное.

Книгами этими мы зачитывались в детстве. Мальчишки Крапивина – это был для нас словно бы особый тип людей. И нам так хотелось, чтобы поставили какой-то хороший фильм по Крапивину.

Но фильма все не было и не было.

И вот однажды…

Иллюстрация Е. Стерлиговой к книге В. Крапивина «Летчик для особых поручений»
Иллюстрация Е. Стерлиговой к книге В. Крапивина «Летчик для особых поручений»

…в начале 2000-х один товарищ из нашей тусовки принес нам неведомо как добытую видеокассету с записью фильма Крапивина. Это была не привычная нам студийная запись, а что-то вроде видео-самиздата. Сняла этот фильм жена Крапивина с детьми, которых они вместе с ним учили.

Мы всей тусовкой радостно засели смотреть фильм… и дольше 5 минут не выдержали. Такая чушь. Какие-то неумело играющие принцессы, непонятно размытый по кадру сюжет…

Есть и вполне официальные постановки. «Мальчик со шпагой», «Трое с площади Карронад», «Та сторона, где ветер»… Так и хочется сказать: не то, не то…

Словом, мальчишки Крапивина до сих пор остались не экранизированы так, как они этого заслуживают. И это удивительно. Потому что книги Крапивина – это целый мир. Особенный, добрый, чуткий, радостный, детски-волнующий, ностальгически-трепетный. Мир лучшего, что есть в наших душах. Видимо, пока что просто не нашлось такого режиссера.