Найти тему

Не то, чем кажется.

Интеллектуальные загадки и головоломки были хитом викторианского общества, не даром Шерлок Холмс с его дедуктивным методом, да и сам детективный жанр, появились именно в это время. И художники не отставали от литераторов. Они заполняли свои работы множеством символических намеков и скрытых изображений, позволяющих разгадывать картину как загадку. Правда, некоторые уж очень заигрывались с символизмом и не всегда бывали правильно поняты... Холману Ханту с этим особенно "повезло".

НА НАШИХ АНГЛИЙСКИХ БЕРЕГАХ

Наши английские берега / Заблудшие овцы. Холман Хант. 1852 г.
Наши английские берега / Заблудшие овцы. Холман Хант. 1852 г.

Многие и сегодня рассматривают полотно "На наших английских берегах" как лирический пейзаж, посредством которого художик пытался передать зрителю свое восхищение скалистым британским побережьем. Но пытливую викторианскую публику мирно пасущиеся овечки в заблуждение не ввели. Общественность распознала в картине жесткую политическую подоплеку. Критики шумно восторгались полотном полагая, что она намекает на пассивность внешней политики Великобритании и ее бессилие перед лицом потенциальной французской угрозы. (Французы в общем-то и не собирались нападать, но это не мешало англичанам бояться...).

Однако, и любители пасторальных пейзажей, и глубокомысленные критики ошиблись. Тон полотна (во всяком случае по изначальному замыслу художника) был скорее религиозным, чем политическим. Холмана Ханта вдохновили на картину строчки из 53-й главы Книги Пророка Исайи: "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу". Так что "милые барашки" - ни много ни мало "заблудшие овцы", символизирующие едва ли не все современное художнику общество, утратившее веру и наровящее сорваться с кручи. Для того, чтобы обозначить свою мысль более конкретно, художнику пришлось картину переименовать. На Всемирной выставке в Париже (1855 г.) она выставлялась уже с названием "Заблудшие овцы".

ПРОБУДИВШИЙСЯ СТЫД

Пробудившийся стыд. Холман Хант. 1853 г.
Пробудившийся стыд. Холман Хант. 1853 г.

Если гляда на эту картину вы видите семейную сцену, например, ссору брата и сестры, то - поздравляем. Вы - классический викторианец. Будучи выставлена в 1853 году на выставке Королевской Академии эта картина так и была воспринята публикой, как скромная бытовая сцена. А ведь художник закладывал в это полотно глубокий социальный и моральный подтекст.

По замыслу художника на картине изображена любовная сцена отнюдь не семейного характера. Недаром на полу валяется партитура романса "Бесполезные слезы". Популярный романс был написан на стихи Теннисона, повествующие об утрате невинности. Да и хищный кот терзает птичку не случайно. Эта пара дублирует главных героев картины, усугубляя трагизм сцены предвестьем грядущих последствий. Но, несмотря на то, что на картине очень много символов, намекающих на социальный характер изображенной сцены, викторианская публика предпочла их не заметить.

Джон Рескин в своей рецензии на картину писал, что викторианцы отнеслись к ней ровно так же, как они относятся к проблеме, которую художник пытался изобразить.

DOLCE FAR NIENTE

Dolce Far Niente. Холман Хант. 1860 г.
Dolce Far Niente. Холман Хант. 1860 г.

Следует отметить, что тема полуденного отдыха (сиесты) была крайне популярна у прерафаэлитов и едва ли ни у каждого второго художника этого направления есть картина с названием "Dolce Far Niente" / "Блаженный отдых" / "Восхитительное безделье". Все они изображают красивых девушек, наслаждающихся сладким ничегониделаньем. Возмодожно, именно то, что картина Холмана Ханта была озаглавлена так же и ввело в заблуждение публику, потому что работа была воспринята зрителями просто как красивый портрет. Максимум на что отважились зрители и критики - это на дискуссию о том к какому сословию принадлежит изображенная девушка.

Но главная цель картины (как это всегда и бывает у Ханта) была не в том, чтобы порадовать зрителей портретом красивой девушки в дорогих одеждах. Художник, как и в предыдущем случае, хотел привлечь внимание к тому, какой ценой эта показная роскошь достается девушкам "из народа". Если отвлечься от богатого наряда героини картины, то, за ее спиной, можно увидеть зеркало. Только в зеркале этом не отражается прекрасная героиня в богатом наряде, а только ее антагонистка - скромно одетая и коленопреклоненная фигура, которая то ли плачет, то ли молится, глядя на образа.

Впоследствии мнения критиков разошлись. Некоторые считают, что зеркало отражает будущее девушки, в котором она горько пожалеет о той цене, которую ей пришлось заплатить за мгновения роскошной жизни. Другие думают, что в зеркале отражается мать или сестра девушки, которая не одобряет образ жизни героини и молится о ее судьбе.

ЛЕДИ ШАЛОТТ

Леди Шалотт. Холман Хант. 1887 г.
Леди Шалотт. Холман Хант. 1887 г.

Под конец жизни Холман Хант страдал от сильных приступов астмы, которые занятия живописью только провоцировали. Кроме того, сильно ухудшилось и зрение художника. Но отказаться от живописи он не мог и работал, несмотря ни на что. Одной из его последних работ стало полотно "Леди Шалотт", которое, кстати, Ханту помогал дописывать Эдвард Хьюз.

Картина посвящена одноименной поэме Теннисона о волшебнице, заточенной в замке посреди реки. Леди Шалотт не может покинуть свой замок, и развлекается тем, что смотрит в окно (или волшебное зеркало) и прядет. Однажды мимо окон красавицы, бряцая оружием, проехал прекрасный Ланселот и девушка так полюбила отважного рыцаря, что, позабыв о своем проклятье, отправилась вслед за любимым. Она выбежала из замка, села в рыбацкий челн и поплыла в Камелот, но река принесла к замку короля Артура только лодку с бездыханным телом красавицы.

Собственно, именно так, как иллюстрацию к сюжету из артуровских легенд и романтической поэме "любимого поэта королевы Виктории" общественность картину и приняла. Но, по замыслу художника, все не так просто. Романтический сюжет для Ханта - не более чем аллегория. Он воспринимает Леди Шалотт как символ творческой личности, которая отреклась от творения и, возможно, грядущей славы ради банальной влюбленности и светских развлечений. Не даром нити творимого полотна опутывают ноги девушки, словно пытаясь ее удержать от опрометчивого поступка.

Поддержите блог

Даже небольшая сумма поможет нам стать лучше.