Найти тему
Домашний турист

За Пушкинским перевалом

Итак, наступил последний этап путешествия по Армении. К концу дорога приберегла, кажется, все самое интересное: горы, ущелья, забытые тайны, уникальные фрески и великолепные архитектурные ансамбли.

Трамплином для очередного прыжка в поднебесье служит девяностокилометрэвая трасса. Шоссе от Ленинакана, плавно изгибаясь, пересекает через Джаджурский перевал на высоте 1952 метров Памбакский хребет, минует Лусахпюр, Спитак, Кировакан, бежит по живописному ущелью Памбака к станции Туманян.

Таков кратчайший путь. Однако не пожалейте времени на лишние тридцать километров и сверните, не доезжая Кировакана у развилки влево, к Базумскому хребту.

Источник фото

Горный серпантин поднимает вас на высоту 2038 метров к Бзовдальскому, или Пушкинскому, перевалу, откуда открывается замечательный вид на Дорийское плато.

Еще километр, и вы у родника, известного со школьной скамьи. Звенящая струя воды, как стремительно летящая магнитофонная лента, воспроизводит в памяти пушкинские строки: «... я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры.
Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?»— спросил я их. — «Из Тегерана». — «Что везете?»— «Грибоеда».
Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис» (Собрание сочинений, т. VI, 1949, стр. 866).
-2

Источник фото

Полтораста лет прошло с той знаменательной встречи, но разве потускнели события, близкие сердцу каждого россиянина?.. И снова крутые и резкие повороты дорожной спирали низвергают вас в бездну Дорийского каньона, к месту слияния Дзорагета и Памбака.

Дорога неутомимо бежит по косогорам, вдоль бурливой реки, следуя капризам Дебеды. Для поклонника литературы здешние места особенно примечательны: селение Туманян — родина выдающегося армянского поэта Ованеса Туманяна, ДзораГэс — знакома по роману Мариэтты Шагинян «Гидроцентраль».

-3

Источник фото

В стороне остается селение Кобер с постройками XIII века, потом шоссе минует Узунлар (древний Одзун). Он хранит неразгаданную и поныне тайну странного на вид пятипалого сооружения. (Нечто подобное мы уже видели в Агуди.)

На высоком постаменте высятся три объединенных между собой общим карнизом мощных пилона. Между ними, славно короткие пальцы, — тонкие зеленоватые стелы, покрытые барельефами и резным орнаментом.

Когда и зачем появился памятник такой причудливой формы, неизвестно. В древности погребальный обряд требовал, чтобы покойника помещали на верх башни, где труп расклевывали птицы.

-4

Источник фото

По старинным поверьям, погибшего воскрешали в этом случае некие волшебные существа с человеческим телом и собачьей головой — аралезы.

Они прилетали лизать (аралез — значит беспрерывно лижущий) тело умершего, и тот оживал.

Может быть, мемориальное сооружение в Узунларе появилось в раннехристианский период и представляет собой переходную форму от языческих башен к христианским часовням IV века?

Ведь и в дальнейшем в двухэтажных усыпальницах внизу располагался мавзолей, а верхний ярус служил часовней. Ученые, исследовавшие стелы, обратили внимание на то, что сюжет скульптурных изваяний посвящен легенде о принятии христианства в Армении.

-5

Источник фото

Тут изображены и свиноголовый царь Трдат, и Георгий Просветитель, заставивший язычников отказаться от идолопоклонства, и даже часовня Рипсимэ в ее первоначальном виде.

Последнее особенно любопытно, поскольку раннехристианских произведений зодчества в Армении не сохранилось, с ними можно познакомиться лишь заочно — по рассказам историков.

Рядом с уникальным памятником мемориальной архитектуры находится Одзунский храм — оригинальная купольная базилика, — точная дата появления которого также неясна. Предполагают, что построена она в VII веке.

-6

Источник фото

От Узунлара до города Алаверди восемь километров. Но дорога, неожиданно свернув через мост, уходит направо, в горы, к подножию Чатиндага. Небольшой, но очень крутой зигзагообразный подъем ведет в селение Санаин.

В названии его («Санахин» — по-армянски означает «этот древнее того») слышится отзвук давнего спора с соседним Ахпатом, поскольку оба монастырских хозяйства издревле были соперниками по количеству монахов, пышности служб и по великолепию архитектурных сооружений.

Об этом селении и его достопримечательности читайте в следующей статье.