Найти тему

Как завести самолёт? Или УВЗ...

Фото из публикации Ульяновского Авто Завода
Фото из публикации Ульяновского Авто Завода

Прочитал недавно очередную статейку на Дзене, в которой автор пытается описать назначение и принцип работы УВЗ - 2. " Авиадвигатели на современных самолётах обычно запускаются с помощью электрического стартера. Однако, у некоторых самолётов по типу Ту-154 или ИЛ-62 этот прибор отсутствует. Это связано с экономией взлетного веса. " Очередной бред. Обожаю дилетантов, копипастящих чужие глупости...

Основная масса отечественных авиадвигателей времён 70-х, 80-х годов прошлого столетия, правда, имеет систему ВОЗДУШНОГО запуска! Связанно это было не с экономией взлётной массы, а с простотой исполнения и относительной надёжностью этой системы, в отличие от стартерных систем большой нагрузки! Представьте себе количество аккумуляторов для трёх, четырёх двигателей, а ведь бывают такие аэродромы где систем вспомогательного запуска просто нет! Самолёт, кстати, способен запуститься и самостоятельно, но об этом чуть ниже.

Итак, как я уже написал выше, авиадвигатель Д-30 (и его модификации), который устанавливался на самолёты Ту-134, Ту-154, Ил-62 и даже вертолёт В-12М (он же Ми-12) имел систему воздушного запуска. Принцип , примерно, такой. Воздух под большим давлением дует на лопатки одной из ступеней турбины, после чего в камеру сгорания раскрученного двигателя подаётся топливо и далее - вжик и 150 человек в воздухе ))) Промежуточные манипуляции описывать не буду, хотя если интересно , могу посвятить этому отдельную статью.

Так вот, автомобиль на базе УАЗ-452 имел на борту УВЗ (установку внешнего запуска) , которая состояла из газотурбинного двигателя ТА-6А который крутил компрессор высокого давления и два генератора для обеспечения работы бортовых систем ВС (воздушного судна) на стоянке и зарядки его, ВС, аккумуляторов. Компрессор установки вырабатывал воздух высокого давления в большом объёме, который перед запуском ВС подавался от машины к самолёту через рукава термостойкие высокого давления, в систему воздушного запуска самолёта и далее, читай выше... Использовалась эта машина не часто, в основном при проблемах пусковых систем (когда не хватало только электрического запуска АПА) или когда командир ВС принимал такое решение в силу тех или иных обстоятельств.

А теперь о самостоятельном запуске ВС. На борту почти каждого самолёта (за редким исключением) находится ещё один маленький реактивный двигатель, который никто не видит, но все слышат когда садятся в самолёт (такой однотонный свист из задней части фюзеляжа).

Сопло и заборный лючок ВСУ Ту-134. Фото из Wikipedia
Сопло и заборный лючок ВСУ Ту-134. Фото из Wikipedia

Это ВСУ - вспомогательная силовая установка. Не буду утомлять описанием принципа работы, скажу лишь что служит она для выработки тока для бортовых систем и сжатого воздуха, для запуска двигателей. Сама же ВСУ запускается от аккумуляторов самолёта. Либо от наземного централизованного кабеля, либо от аэродромной установки АПА или АПЧ, в целях экономии этих самых аккумуляторов.

АПА (Агрегат Питания Аэродромный)
АПА (Агрегат Питания Аэродромный)
АПЧ (Аэродромный Преобразователь Частоты) Свободные фото с просторов Интернета.
АПЧ (Аэродромный Преобразователь Частоты) Свободные фото с просторов Интернета.

А вот если вдруг ВСУ в силу различных причин не может запустить двигатели, или такой запуск связан с каким либо риском, тогда экипаж и принимает решение воспользоваться УВЗ.

Как-то так...

Если кто найдёт какие ошибки. Или пожелает более точного описания каких либо процессов, пишите в комментариях.

Материал для статьи взят из личного опыта, рассказов авиатехников и инженеров, экипажей ВС с которыми был когда-то знаком. Несколько уточнений почерпнул на просторах интернета. Я не претендую на роль эксперта. Но очень хочу что бы было так - если уж человек читает что-то, то это должно быть максимально точным и правдивым.

Извините, название канала изменено для уникализации, так как каналов с предыдущим названием кучка...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц