Как повлияла пандемия COVID-19 на экономику Рунета? Каковы основные показатели по хабам ( РАЭК разработан отраслевой подход к описанию и измерению “Экосистемы цифровой экономики России” и “Экономики Рунета”. Он базируется на декомпозиции Экосистемы на 7 хабов и 10 срезов). Чего нам ждать в будущем? Об этом - в серии материалов, подготовленных по итогам исследования "Экономика Рунета 2019-2020".
Хаб “Маркетинг и реклама” - это анализ тенденций развития рынка интернет-рекламы и маркетинга в России, объемы основных рынков, обзор используемых технологий, инструментов и решений.
По данным РАЭК объем сегмента маркетинг и реклама в 2019 году составил 314 млрд руб (+19% относительно 2018 года), из которых: performance-реклама — 194,6 млрд руб. (+18% относительно 2018 года), медийная реклама — 31 млрд руб. (+16% относительно 2018 года), видеореклама — 19,1 млрд руб. (+55% относительно 2018 года), контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях — 36,3 млрд руб. (+19% относительно 2018 года), web- разработка и мобильная реклама — 33 млрд руб. (+9% относительно 2018 года).
Аналитики РАЭК отметили следующие тренды в этом сегменте:
- Интернет-реклама обогнала ТВ
- Видеореклама растет быстрее остальных рынков
- Движение в сторону максимальной персонализации
- Использование офлайн-данных
- Борьба c недобросовестной рекламой
- Вопросы качества измерений
Интересные данные по мобильной рекламе получены в рамках совместного исследования рекламного рынка Data Insight и IAB Russia: 105 млрд руб. - объем затрат российских рекламодателей на размещение рекламы в мобильных приложениях в 2019 году. По сравнению с 2018 годом затраты выросли на 12–15%.
По данным Data Insight, ожидается, что в 2020 году расходы на мобильную рекламу вырастут на 22,2% до 133,3 млрд рублей и достигнут 50% всех бюджетов на digital. Мобильная реклама является третьим среди всех остальных медиа каналом по объемам размещения - 20% от объема всей рекламы и 46% от объема всей интерактивной рекламы. Наряду с видеорекламой, мобильная реклама является одним из драйверов роста рынка интернет-рекламы.
Влияние на Хаб Маркетинг и реклама пандемии COVID-19
Мы наблюдаем снижение активности рекламодателей отмечается во всех сегментах - ТВ, радио, пресса, наружная реклама. Часть рекламных кампаний на ТВ переносится на осень либо отменяется.
Сегмент онлайн-рекламы также ощущает последствия пандемии: падение наблюдается во всех форматах. Наиболее стабильным пока остается рынок контекстной рекламы, в то время как размещения баннеров резко снизились.
Факторы, влияющие на рекламную активность:
- отмена или перенос крупных спортивных мероприятий (Олимпиада в Токио, Чемпионат Европы по футболу, Лига Чемпионов, национальные чемпионаты в различных видах спорта)
- ограничение спроса на определенные виды товаров и услуг (одежда и обувь, путешествия, спорт и отдых), при одновременном росте спроса на такие товары, как продукты питания, лекарства, средства связи
- приостановка или прекращение деятельности компаний МСБ
- отказ брендов от размещения рекламных сообщений на коронавирусном контенте
- падение курса рубля
- появление большого количества дешевого инвентаря