Наша компания появилась в 2012 году и за время своего существования уже сталкивалась с кризисом. В 2014 году в России случился валютный кризис, результатом которого стал совершенно немыслимый курс доллара, сохранившийся до настоящего времени. Производство Past Indicator всегда осуществлялось в России и с курсом доллара, казалось бы, не связано. Однако мы сполна ощутили на себе катастрофический рост цен в конце 2014 года. Российские фирмы, которые поставляли нам электронные компоненты и производили печатные платы, подняли цены в 2 раза, поскольку сами закупались в валюте у иностранных поставщиков. В конечном счёте, из-за возросших издержек нам пришлось увеличить стоимость наших часов. Что привело к потере большой части наших клиентов. Пытаясь сохранить компанию, мы приняли решение выходить на международный рынок - стали работать с международными маркетплейсами вроде ebay, etsy и amazon, отправлять часы на обзоры иностранным блогерам. Так наши часы стали продаваться по всему миру, а мы смогли продолжить своё существование.
Этот кризис гораздо хуже прежних!
В нынешнем кризисе всё усложняется тем, что проблемы уже не регионального, а мирового масштаба. Сейчас нет возможности быстро переориентироваться на какой-то другой рынок, поскольку в каждой стране мира проигрывается примерно один и тот же сценарий.
Сначала у нас исчезли иностранные клиенты, поскольку во многих странах карантин был введён раньше, затем русские. С введением повсеместного режима самоизоляции в РФ, само собой, остановились все корпоративные заказы: даже те, что уже были согласованы договором, остались неоплаченными. Мы, как и весь мир, перешли на удаленную работу, закрыли шоурум, закрыли часть производств. Наступила переломная неделя: продажи полностью исчезли, прихода денег нет, в то время как обязательные платежи никто не отменял. Мир будто остановился, вокруг паника и один за одним закрывающиеся бизнесы. Постепенно пришло принятие и осознание того, что всё это надолго, а значит, нужно что-то предпринимать (не зря же мы предпринимателями зовёмся) и адаптироваться к новой реальности, которая продлится, как минимум, до лета. А по негативным сценариям - до осени!
Что важно сделать в первую очередь!
Шаг первый - максимально сокращаем все возможные расходы. Мы приостановили разработку всех будущих проектов, прекратили производство контента для YouTube канала (каждый выпуск обходился примерно в 10-15 тысяч рублей), временно приостановили пополнение запасов советских ламп, которые являются ключевой частью нашего продукта (благо, определённый запас уже накоплен), пытаемся вести переговоры с арендодателями о снижении арендных платежей. Последние, кстати сказать, не особо идут на переговоры и плату снижать не собираются. После окончания карантина нам, скорее всего, придётся отказаться от нашего шоурума. А пока оплата пустующего шоурума в полностью закрытом дизайн центре ARTPLAY осуществляется за счёт 2-х месячного депозита, внесённого при заключении договора аренды.
Шаг второй - адаптируем наше предложение под сложившиеся условия рынка. Поскольку сейчас люди не готовы совершать крупные покупки, мы запустили продажу бюджетных часов без корпуса и кит-наборов для самостоятельной сборки. Наши клиенты такое предложение оценили и поддержали - за две недели было заказано больше 30 штук.
Также мы сейчас активно прорабатываем запуск бюджетных часов в корпусе на вакуумно-люминисцентных индикаторах (у них другая конструкция и цифры зелёного цвета). Эти часы будут минимум на 1/3 дешевле наших нынешних самых доступных часов!
Шаг третий - ищем новые способы продвижения.
Во-первых, мы обустроили маленькую домашнюю видео студию и снимаем проморолики для социальной сети TikTok. Желание развивать бизнес-аккаунт в этой сети было давно, но руки никак не доходили. Сейчас все сложилось само собой. Поскольку TikTok вообще непохож на остальные соцсети, при производстве контента ты вынужден иначе взглянуть на процесс, расширить рамки своего видения. Так что опыт получается не только интересный, но и полезный.
Во-вторых, мы активно общаемся с другими бизнесами и обсуждаем способы взаимовыгодного сотрудничества. Такое общение не только помогает развитию бизнеса, но и отлично работает в качестве психологической поддержки: ты вместе с другими предпринимателями обсуждаешь общие для вас проблемы и варианты выхода из них. Нам удалось открыть для себя несколько свежих идей, которые мы раньше не замечали, а на этих идеях базируется трафик некоторых бизнесов!
Шаг четвёртый - продолжаем общение с нашей аудиторией. Наши клиенты всегда нас поддерживали, и даже если сейчас кто-то не готов покупать наши часы, мы всё равно хотим быть в контакте с людьми. Поэтому мы продолжаем общение в том числе посредством социальных сетей бренда Past Indicator.
Вообще хочу заметить, что построение и усиление бренда - это самое важное сейчас. Когда весь этот хаос закончится, люди, прежде всего, вернутся к тем компаниям, которые продолжали поддерживать своё имя.
Шаг пятый - склад на удалёнке. Чтобы сократить выезды логиста на склад, но при этом иметь возможность быстро отправить часы клиенту, мы частично перевезли домой складские запасы. Дома стало немного тесно🤪, зато здоровье в порядке! Кстати, некоторые мастера по корпусам, с которыми мы сотрудничаем, тоже сейчас работают из дома. Похоже, теперь фразы типа «да он живёт на своей работе» приобретают новый смысл.
Так выглядят наши действия по сохранению бизнеса в этот непростой период. Что из этого даст наибольший эффект, станет ясно только тогда, когда кризис будет уже позади. После недели полного отсутствия заказов, удалось восстановить только часть продаж, и сейчас наш доход составляет не больше 50% от обычного. Конечно, этого недостаточно для полноценной работы компании, но мы не собираемся останавливаться и будем делать всё, чтобы продолжить свое существование.
Если у вас тоже есть свой бизнес, напишите, пожалуйста, в комментариях, согласны ли вы с нашими действиями. А ещё лучше поделитесь своим опытом! Давайте решать проблемы вместе!