Редкий путешественник, побывавший в городах-курортах Кавказских Минеральных вод упускал возможность посетить и рассказать о подземном озере "Провал", получившего популярность с самого появления курорта. Не избежали этой участи и мы, ссылка на наш рассказ об этом интересном озере в конце статьи.
Но при этом упускается из виду "дорога к нему ведущая", а ведь она достойна, чтобы рассказать о ней. Конечно, своим существованием "дорога обязана исключительно "Провалу" и в принципе её долгое время называли просто "Провальная дорога", но обо всём по порядку.
"Провальная дорога" начинает свою историю одновременно с пробитием в 1858 году туннеля к подземному озеру. До этого любопытствующие ограничивались осмотром Провала сверху (для самых смелых к услугам была корзина для спуска вниз), а добирались до него по узкой извилистой тропинке. Так и просуществовала обычная проезжая дорога без малого почти полвека, пока в 1900-1901 годах в тех местах не стали выделять земельные участки под обустройство дач. И что не дача, то настоящий дворец или сказочный замок. Следы былой роскоши можно наблюдать и сейчас.
После революции, в 1920 году дачи были национализированы и переданы для размещения санаториев. Жаль только, что в настоящее время часть объектов из этого шедеврального дачного фонда находятся, как бы это помягче, в не очень хорошем состоянии. Надеемся, что это не является продолжение доктрины поразившей Ессентуки и Железноводск.
Во время строительства дач было принято решение и об обустройстве прогулочного бульвара (а где иначе дачной публике гулять).
Интересный факт, в 1904 году, для привлечения курортной публики запустили трамвайную линию "Провал-Цветник", действующую, как явствует из названия от озера "Провал, до парка "Цветник" (в ту бытность "Николаевский цветник"). Трамвайная линия просуществовала вплоть до оккупации во время Великой Отечественной войны. После освобождения эту трамвайную линию решили не восстанавливать и разобрали, сославшись на слишком большую крутизну спуска.
Не смотря на все мероприятия по благоустройству, дорога, а затем и обустроенный бульвар оставались безымянными 110 лет, "провальная дорога" и всё, что мудрствовать. И только в 1968 году бульвару официально присваивается имя Юрия Гагарина.
Исторически бульвар заканчивался, а точнее начинался, у Академической галереи, являясь естественным продолжением проспекта Кирова. Сейчас это место легко узнаваемо по Колоннаде и единственному на бульваре фонтану. В настоящей городской картографии бульвар продлили вдоль Эммануэлевского парка, почти до станции канатной дороги.
Обладая большим числом популярных туристических достопримечательностей, включая "Бесстыжие ванны", бульвар Гагарина разительно отличается от шумного и суетливого проспекта Кирова и показался нам очень комфортным для прогулки.
А пока обещанные ссылки.
Об озере Провал и его проблемах.
О Бесстыжих ваннах.
О Пятигорской канатной дороге.
О главном разочаровании в Пятигорске.
О том, что расстроило в Ессентуках.
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуются)))