Найти тему
365 дней ТВ

Художественные фильмы о Великой Отечественной войне: сколько в них исторического?

Оглавление

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в нашей исторической памяти. Воспоминаниям и размышлениям о прошедшей войне посвящены целые направления в отечественном искусстве — в литературе, живописи, кинематографе. Новый выпуск аналитической программы «Историада» на канале «365 дней ТВ» будет посвящен советскому кино про войну.

Военные историки Алексей Исаев и Евгений Белаш ответят на вопросы:

  • Как и что отображали на экране участники и свидетели войны – режиссеры, сценаристы, актеры?
  • Как советский кинематограф воспроизводил реалистичность и дух военного времени?
  • Какие мифы о войне порождало советское кино?
  • За что критиковали те самые фильмы в советской прессе?

Включайте исторический телеканал «365 дней ТВ» в четверг, 16 апреля, в 20.00.

Когда начались в отечественном кинематографе фильмы про войну: во время самой войны или уже по ее окончанию?

Фильмы о войне начали снимать во время самой войны. Всплеск кинематографа про войну — это первые послевоенные годы. Можно сразу вспомнить картину «Третий удар», где очень хорошо показана Крымская операция.

Справка: «Третий удар» (1948 г.) — фильм снят на киевской киностудии художественных фильмов. Режиссер Игорь Савченко. Автор сценария Аркадий Первенец. Оператор Михаил Кириллов. Композитор Петр Ильич Чайковский.

-2

Фильм снимали практически по журналу боевых действий. Зрителю очень подробно объясняли ход операции, но с поправкой на отношение к товарищу Сталину. Характерная сцена из фильма, когда начальник Генерального штаба маршал Александр Василевский обсуждает со Сталиным операцию «Уран», Сталин объясняет, как надо наступать под Сталинградом, и Василевский говорит: «Смело, товарищ Сталин! Смело!». На самом деле ситуация была обратная: товарищу Сталину приносили план, объясняли, в чем суть, и он выделял ресурсы.

При этом, с точки зрения истории, фильм получился реалистичный. В нем показаны контрудары с севера от города, которые были засекречены после войны, потому что сопровождались большими потерями. Но при этом в фильме про них рассказали, не объясняя, конечно, что там были большие потери. В фильме не боялись показать неудачи наших первых попыток прорваться в Крым. Вплоть до истерики боевого генерала, который колотит по броне отступающих танков с криком «Поворачивайте назад».

Вообще, конец 1930-х – 1940-е годы — это «золотая эпоха» отечественного батального кинематографа. Из фильмов, снятых во время войны, нынешнему зрителю можно посоветовать «Парень из нашего города», «Фронт» – уникальный случай, когда прямо во время войны снимается художественный фильм о том, как советские военачальники уровня фронта и армии проваливают наступление в силу своих стратегических ошибок. Из вышедших сразу после войны — это картина «Великий перелом», где показана вся «кухня» войны. Там снимались войска Ленинградского фронта, т.е. люди, которые не просто прошли войну, а участвовали в ней только что.

-3

Справка: «Великий перелом» (1945 г.) фильм снят на киностудии «Ленфильм». Режиссер Фридрих Эльмер. Автор сценария Борис Чирсков. Операторы Аркадий Кольцатый и Ниссон Шифрин. Композитор Гавриил Попов.

Немецких солдат играли отечественные актеры?

Не пленные немцы, но при этом пленная техника присутствовала. Например, трофейная быстроходная десантная баржа — это было немецкое чудо-оружие, сделанное наспех, но очень удачно. В кадре она проплывает именно так, как это было на самом деле. При этом фильм снимали вскоре после войны, еще не был убран весь металлолом, вторичный алюминий, и в кадр попал даже настоящий разбитый немецкий самолет Фокке-Вульф.

Товарищ Сталин требовал от кинематографа, чтобы фильмы снимались про войну. Сейчас зрителю говорят, что «это фильм не про войну, а про любовь на войне». А тогда снимали про войну. При этом люди там показы живыми, от маршала до рядового. Они могут спорить, ошибаться. В том же «Великом переломе» прямо говорится: «Мы не говорили тебе, куда идут все эти резервы, чтобы ты дрался на совесть, не надеясь на эти резервы».

Когда заканчивается «та» эпоха, и начинается «другая»?

Со смертью Сталина. После этого участники войны начинают снимать фильмы уже без контроля. И тут с одной стороны у них есть ценнейший опыт, а с другой — они начинают как-то по-другому проецировать свои представления о том, как оно все происходит. Так появляется мощный фильм «У твоего порога».

-4

Справка: «У твоего порога» (1962 г.) фильм снят на киностудии «Мосфильм». Режиссер Василий Ордынский. Автор сценария Семен Нагорный. Оператор Игорь Слабневич. Композитор Вениамин Баснер.

Он снимался режиссером Ордынским, который сам воевал в противотанковой артиллерии. И в фильме, например, немецкая техника активно использует пулеметы, которые у них были. Человек явно вспоминал, как это все происходило на фронте, и знал, что немцы не по каждой цели лупят из пушки, а используют пулеметы.

«У твоего порога» фильм, к сожалению, забытый. Чем он ценен? В нем показан, пожалуй, лучший бой противотанковой пушки против танков. Причем и пушка реальная, и немецкие танки играют настоящие немецкие танки из нынешнего танкового музея в Кубинке. Это лучший показ боя не только в советском, но и в мировом кино. Тогда как раз был крохотный период, когда наше кино технически не уступало западному.

Естественно, Ордынского критиковали за показ реалий войны. По сюжету, в огороде дома одной женщины обустраивают артиллерийскую позицию. И она довольно резко к этому относится. Ордынскому сказали: «Как можно так показывать советского человека? Советский человек сразу бы сказал, «Хоть дом разбирайте». Но фронтовики показывали реальных людей, которые относились с пониманием, но тем не менее нельзя сказать, что их все устраивало. Из-за этого фильм критиковали.

НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫЙ ВЫПУСК АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИАДА», ПОСВЯЩЕННЫЙ СОВЕТСКИМ ВОЕННЫМ ФИЛЬМАМ — ВКЛЮЧАЙТЕ ТЕЛЕКАНАЛ «365 ДНЕЙ ТВ» В ЧЕТВЕРГ, 16 АПРЕЛЯ, В 20.00

-5