Если бы вместе с книгами Чарльза Диккенса покупателям в книжных магазинах выдавали плюшевые пледы, то это был бы отличный маркетинговый ход.
Во всяком случае, прочитав его "Лавку древностей", я подумала именно об этом.
Несмотря на то, что роман этот вовсе не о домашних посиделках в кругу большой и дружной семьи за сытным ужином в Рождество (у героев и дома-то нет, всё время в дороге), от него веет уютом и какой-то даже умиротворенностью.
На долю юной сиротки Нелл выпадает множество испытаний. С тех пор, как её дед пристрастился к азартным играм в надежде обеспечить своей внучке безбедное будущее и ему пришлось заложить их единственный дом - антикварную лавку со всем её содержимым, они вынуждены бежать от жестокого ростовщика и скитаться по всему Лондону и его окрестностям. Добрая и чистая душа девочки отчаянно хочет защитить деда от ужасного порока в меру своих ребячьих сил.
По дороге им приходится голодать, ночевать, где придется, но девочка не сдается, не жалуется. В своих странствиях они встречают самых разных людей: бродячих кукольников, хозяйку фургона восковых фигур, сельского учителя, странного кочегара. Пока наконец не находят приют в маленькой деревушке.
Хотя роман этот изобилует основательными, прям фундаментальными и дотошными описаниями всего и вся, каждой мельчайшей детали (будь то человек, здание или ситуация), динамика сюжета от этого нисколько не страдает. Всё начинается с интриги, держится на интриге, далее подключается ещё элемент преследования, погони.
А ещё Диккенс - великолепный портретист. Настолько глубоко и красочно он прописал характеры и внешность персонажей, что не сомневаешься, будто знаешь их лично. Чего стоит один только уродливый карлик-ростовщик Квилп, это миниатюрное чудовище с его отвратительными ужимками и сумасбродным поведением, с его маниакальным желанием наслаждаться страданиями других людей. Уже при знакомстве он вызывает настоящее животное отвращение. С такого даже карикатуру рисовать не придется, ибо он сам и есть карикатура на самого себя.
На протяжении всей книги я была полностью уверена, каким будет финал. Диккенс производит впечатление такого писателя, у которого добро всегда и безоговорочно побеждает зло. Но автор оправдал мои ожидания лишь отчасти. Добро победит. Но цена победы будет высокой. И в какой-то момент я даже посомневалась, был ли смысл в такой победе. Он нарушил традиции типичного хэппи-энда.
Что ещё примечательно конкретно в этом романе, да и, пожалуй, во всех книгах Диккенса? Возможно, будет интересно тем, кто увлекается историей и страдает от недостатка живой информации. По его романам очень хорошо можно проследить урбанизацию и индустриализацию. Он описывает переход от старомодной викторианской Англии с умиротворяющими пейзажами к заводам и производству (со всеми вытекающими). Так сказать, свидетельства из первых рук.
Краткий итог, зачем читать:
- динамичный сюжет
- яркие характеры, живые портреты героев
- неожиданная развязка
- историческая справка
- атмосфера уюта и спокойствия несмотря ни на что
Так что для меня Диккенс однозначно стал тем писателем, в чьих книгах невероятно уютно. От них прям веет чем-то таким тёплым, родным и понятным.
Все материалы канала "Книжный сундучок" являются собственностью его автора и защищены авторским правом. Любое копирование, публикация и другое использование возможны только с письменного разрешения автора со ссылкой на канал. ©