5 класс "Застывшая музыка"
Тема урока "Застывшая музыка"
Дорогие ребята. Внимательно прочитайте текст и прослушайте музыку. Что бы правильно ответить на вопросы в конце темы, изучите ее и посмотрите предложенный дополнительный материал.
Музыка окружает нас везде, она в наших душах и в наших мыслях, мы её слушаем и слышим.
Вслушайся: весь мир поёт –
Шорох, свист и шелест,
Музыка во всём живёт,
Мир её волшебен.
А можем ли мы увидеть её? Что бы увидеть музыку, мы обратимся к ещё одному виду искусства – к архитектуре.
Послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку, на концерте или в храме?
Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
На фото изображены два разных храма. Один православный, второй католический. Можно предположить, что музыка звучащая в этих храмах разная. Давайте проследим связь музыки с архитектурой.
Для этого давайте воспользуемся уже знакомыми нам средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д.)
Рассматривая православный храм можно отметить:
- Мелодия в музыке может быть певучей, и в построении храма архитектор так же закладывает плавные линии (кокошники, купала, арки), соответствующие русской песенности.
- Ритм это организация музыки, точно так же в архитектуре, все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого.
Рассматривая католический храм отмечаем:
- Регистр в музыке бывает высокий, средний, низкий, а если сравним музыку с архитектурой, то большие купола похожи на басы которые звучат в низком регистре, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий.
- Динамика - это громкость. Посмотрите какие высокие, стрельчатые башни, глядя на них мы можем себе представить как громко, напряжённо и возвышенно звучит музыка в этом храме.
У музыкального произведения есть форма – это определенный порядок частей и разделов. Форма в архитектуре - это построение самого здания, внешний вид. Посмотрите на собор и уведите сколько в нем элементов похожих на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефом.
Послушайте музыку И.С.Бах. Фуга Соль-минор
В музыке слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания. Помогает музыке звучать так мощно и сильно - музыкальный инструмент орган.
Орган - клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит в соборах католической церкви. Иоганн Себастьян Бах - написал огромное количество произведений для органа.
И.С. Бах – немецкий композитор, считается одним из величайших “архитекторов” музыки. Музыка Баха, построена по правилам полифонического развития.
Полифония – это вид многоголосия, где все голоса ведут свои одинаково выразительные мелодии.
Возможность применения музыкальных инструментов и инструментальной музыки во время богослужения - отличительная особенность музыки католического храма.
Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a Capella).
Прослушаем духовное произведение русского композитора Сергея Рахманинова “Богородица Дева, радуйся”
Если мы сравним музыку С.В. Рахманинова и И.С. Баха, то сможем сказать, что у Рахманинова она более напевная, эмоциональная. Живой голос, по сравнению с органом, более тёплый и в нём чувствуется “человеческое”.
Такие же выводы мы можем сделать относительно храмов и соборов.
Готический стиль католического собора со своими острыми шпилями устремлёнными в небо, символизирует стремление души ввысь.
Русская церковная архитектура унаследовала византийский стиль, отличительной особенностью которого является купольно- крестовый тип храма.
Сегодня на уроке мы проследили связь между музыкой и архитектурой, слушали и разбирали произведения выдающихся композиторов, узнали в чем отличие православной музыки от католической.
Рекомендую просмотреть дополнительный материал к этому уроку.