Найти в Дзене

5 класс "Застывшая музыка"

Оглавление

5 класс "Застывшая музыка"

Тема урока "Застывшая музыка"

Дорогие ребята. Внимательно прочитайте текст и прослушайте музыку. Что бы правильно ответить на вопросы в конце темы, изучите ее и посмотрите предложенный дополнительный материал.

Музыка окружает нас везде, она в наших душах и в наших мыслях, мы её слушаем и слышим.

Вслушайся: весь мир поёт –
Шорох, свист и шелест,
Музыка во всём живёт,
Мир её волшебен.

А можем ли мы увидеть её? Что бы увидеть музыку, мы обратимся к ещё одному виду искусства – к архитектуре.

Послушайте произведение и скажите, где можно услышать эту музыку, на концерте или в храме?

Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

На фото изображены два разных храма. Один православный, второй католический. Можно предположить, что музыка звучащая в этих храмах разная. Давайте проследим связь музыки с архитектурой.

Для этого давайте воспользуемся уже знакомыми нам средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, регистр, динамика, форма и т. д.)

Рассматривая православный храм можно отметить:

  • Мелодия в музыке может быть певучей, и в построении храма архитектор так же закладывает плавные линии (кокошники, купала, арки), соответствующие русской песенности.
  • Ритм это организация музыки, точно так же в архитектуре, все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого.

Рассматривая католический храм отмечаем:

  • Регистр в музыке бывает высокий, средний, низкий, а если сравним музыку с архитектурой, то большие купола похожи на басы которые звучат в низком регистре, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий.
  • Динамика - это громкость. Посмотрите какие высокие, стрельчатые башни, глядя на них мы можем себе представить как громко, напряжённо и возвышенно звучит музыка в этом храме.

У музыкального произведения есть форма – это определенный порядок частей и разделов. Форма в архитектуре - это построение самого здания, внешний вид. Посмотрите на собор и уведите сколько в нем элементов похожих на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефом.

Послушайте музыку И.С.Бах. Фуга Соль-минор

В музыке слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания. Помогает музыке звучать так мощно и сильно - музыкальный инструмент орган.

Орган - клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит в соборах католической церкви. Иоганн Себастьян Бах - написал огромное количество произведений для органа.

Иоганн Себастьян  Бах - немецкий композитор, органист, музыкальный педагог.
Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор, органист, музыкальный педагог.

И.С. Бах – немецкий композитор, считается одним из величайших “архитекторов” музыки. Музыка Баха, построена по правилам полифонического развития.

Полифония – это вид многоголосия, где все голоса ведут свои одинаково выразительные мелодии.

Возможность применения музыкальных инструментов и инструментальной музыки во время богослужения - отличительная особенность музыки католического храма.

Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a Capella).

Прослушаем духовное произведение русского композитора Сергея Рахманинова “Богородица Дева, радуйся”

Если мы сравним музыку С.В. Рахманинова и И.С. Баха, то сможем сказать, что у Рахманинова она более напевная, эмоциональная. Живой голос, по сравнению с органом, более тёплый и в нём чувствуется “человеческое”.

Такие же выводы мы можем сделать относительно храмов и соборов.

Готический стиль католического собора со своими острыми шпилями устремлёнными в небо, символизирует стремление души ввысь.

Русская церковная архитектура унаследовала византийский стиль, отличительной особенностью которого является купольно- крестовый тип храма.

Сегодня на уроке мы проследили связь между музыкой и архитектурой, слушали и разбирали произведения выдающихся композиторов, узнали в чем отличие православной музыки от католической.

Рекомендую просмотреть дополнительный материал к этому уроку.

Ответьте на вопросы к уроку.