В этой статье мы разбираем механизмы работы поисковой оптимизации и продвижения сайтов: какой основной принцип действия, каким сайтам подходит и за счет чего приносит результаты.
SEO — что это?
Англоязычная аббревиатура SEO произносится как «сео» и расшифровывается как search engine optimization. На русский это переводится как «оптимизация для поисковых систем».
Вот один из вариантов определения термина SEO: это всестороннее развитие и продвижение сайта для его выхода на первые позиции в результатах выдачи поисковых систем (SERPs) по выбранным запросам с целью увеличения посещаемости и дальнейшего получения дохода.
Распишем цепочку действий, на которой завязывается внутренний механизм SEO.
- Пользователь вводит в поисковую строку Google или Яндекса запрос.
- В ответ на его запрос поисковая система (ПС) предоставляет ему выдачу — перечень релевантных сайтов, то есть соответствующих запросу пользователя.
- Пользователь кликает на тот сайт, который ему больше всего понравился — так он создает на нем посещение, а все посещения — это трафик. Высокий трафик — одна из тех характеристик веб-ресурса, которая работает на повышение его позиций, то есть сайт по релевантным запросам попадает в топ — на первую страницу Google или Яндекса.
- Пользователь покупает на сайте товар или заказывает услугу и тем самым производит конверсию, то есть превращается из простого посетителя в покупателя.
Трафик, позиции и конверсия очень важны для веб-площадки, его продаж и монетизации. Если эти показатели не растут, необходимо SEO: нужно по максимуму улучшать сайт со всех сторон, чтобы поисковые системы чаще показывали его на первой странице, чтобы посещаемость стала выше, а продаж — больше.
Как работает SEO и благодаря чему увеличивает трафик, позиции и продажи?
SEO не выглядит таким прозрачным ремеслом, как, например, контекстная реклама. Там все просто: находишь специалиста или агентство, которая настраивает и ведет рекламные кампании, ты видишь объявления и их ставки, на них кликают и покупают. С поисковой оптимизацией все кажется сложнее, но если разобраться чуть-чуть глубже, все станет понятно. Вот смотрите.
SEO работает на привлечение трафика из поисковых систем. На территории России и стран СНГ наиболее популярные поисковики — это Яндекс и Google. Это мощные корпорации, предлагающие множество сервисов и использующие мощные технологии, у них развитая теоретическая база и система техподдержки. В свою выдачу Яндекс и Google включают собственные продукты и сервисы, поэтому они больше многих заинтересованы в том, чтобы люди пользовались поисковиком, чтобы он им нравился. Поэтому поисковики частично раскрывают факторы ранжирования — то есть рассказывают о том, какие качества и характеристики сайта влияют на позицию, на которой он находится. Например: качественное наполнение веб-ресурса (тексты, изображения, дизайн) — это фактор ранжирования, поэтому неуникальный, скопированный с чужой площадки контент понижает сайт в выдаче, пессимизирует его. К другим факторам ранжирования относятся скорость загрузки, наличие мобильной версии или адаптивного дизайна и другие.
Частично такие инсайды от поисковиков помогают SEO-специалистам выбирать решения для продвижения того или иного сайта: например, сеошник видит, что веб-ресурс запрещен для индексации или нет текстов, и, зная важность этих показателей для оптимизации, устраняет эти ошибки.
Другими словами, критически важные правила SEO-продвижения задаются поисковиками, и главное их правило: «Делайте сайты для людей». Это означает, что при оптимизации сайта следует думать о том, насколько он будет полезен, интересен и удобен людям, а не поисковым машинам. И SEO-специалисты ищут способы, как веб-ресурс может «играть» по этим правилам, как сделать так, чтобы сайт понравился и посетителям, и ПС. Но для успеха здесь информации от Яндекса и Google недостаточно.
Поисковики не раскрывают все требования, по которым поисковой робот (его еще называют «паук» или «краулер») выбирает сайты для показа в выдаче. Поэтому, как в любой другой сфере, в SEO важны профессиональные знания и навыки специалиста.
Грамотная поисковая оптимизация включает в себя:
- повышение релевантности сайта (составление точного семантического ядра, написание большого количества текстов, размещение текстов на подходящих страницах площадки);
- техническое совершенствование сайта (создание адекватной структуры и устранение ошибок в коде для успешной индексации пауком и корректного использования посетителями);
- улучшение коммерческих факторов (предоставление максимально подробной и достоверной информации о покупке для повышения доверия покупателей);
- работа с внешним факторами (наращивание ссылочной массы и управление репутацией в интернете);
- контроль поведенческих факторов (меры по удержанию посетителя сайта для большего числа переходов на другие страницы) и многое, многое другое.
Всему этому сеошник учится в процессе работы, оптимизируя сайты и следя за новостями в сфере, общаясь с коллегами и экспериментируя с SEO-стратегиями. Плюс, как уже можно было заметить, один человек качественно выполнить все работы по поисковому продвижению просто физически не может. Поэтому заказать SEO лучше у агентства, а не фрилансера: в компании вы получаете и поддержку аккаунт-менеджеров, которые все расскажут, и тексты от профессиональных копирайтеров, и стратегию продвижения от опытных оптимизаторов, и выполнение задач с кодом от толковых программистов.
Каким сайтам подходит поисковое продвижение?
Всем и не всем. На этапе разработки сайта определенные возможности SEO можно применять как универсальный базис: многие инструменты поисковой оптимизации сейчас стали базовыми настройками для сайтов в разработке. Например, улучшение скорости загрузки: даже когда людям нравятся ваши товары и услуги, если сайт грузится медленно, они уйдут к конкурентам. Таким же стандартом стала мобильная или адаптивная версия — если сайт плохо отображается с мобильных гаджетов, ответа от посетителя с гаджета он не дождется. Поэтому часть базы знаний из сферы SEO можно использовать для всех сайтов.
С другой стороны, поисковое продвижение как инструмент привлечения трафика и потенциальных клиентов в ряде конкретных ситуаций с вероятностью 95% не сработает. Так, если вы изобрели инновационный продукт, он может облегчать жизнь тысячам людей, но если на него нет спроса, поисковая оптимизация ему не поможет. Вернемся к началу, к цепочке, с которой все начиналось: выдача Яндекса или Google формируется по запросу. Это означает, что на товар, услугу или информацию уже есть спрос. На новейшие разработки спроса пока нет, поэтому нужно заняться его формированием, а не SEO.
Еще пример: в компании плохо налажены внутренние процессы, но в ожидании прироста продаж принято решение обратиться за SEO-услугами. Они не сработают и не дадут должного результата, поскольку при всем своем желании добиться высоких результатов, SEO-подрядчик не сможет улучшить бизнес-процессы своего клиента. Не сможет вовремя отвечать на звонки и письма, не сможет разобраться с бумажной волокитой клиента, не сможет повлиять на ценовое предложение и конкурентов.
Поэтому SEO подходит сайтам, которые:
- предлагают товары или услуги со сформированным спросом (люди знают об их существовании и нуждаются в них);
- имеют за собой отлаженные бизнес-процессы;
- могут вступать в борьбу с конкурентами благодаря адекватному УТП (уникальному торговому предложению);
- собраны на актуальной CMS;
- не относятся к сфере, где много агрегаторов (например, продвигать гостиницу в эпоху, когда на одном агрегаторе можно посмотреть 100 таких же, — это не только дорого, но и бессмысленно).
Если вы сомневаетесь, подходит ли вашему сайту SEO, поищите компании, которые занимаются поисковым маркетингом, и позвоните им. Убьете двух зайцев — узнаете про эффективность этого метода для себя и отсеете некомпетентных лиц. Если менеджер не будет задавать вопросов о вашем бизнесе и попытается в любом случае продать вам свою услугу, это неэффективная компания и с ней вообще не стоит связываться. Если менеджер пытается разобраться в вашем бизнесе, он, скорее всего, хочет сразу понять, подойдет ли вам SEO, и если не подойдет, он вам об этом скажет.