Продолжаем разговор о ювелирном украшении под названием «пояс», увы, ныне совершенно забытом. После поясов античности и средневековья (выпуск 1, 2, 3) давайте взглянем на что-нибудь посвежее. Что носили на талии принцессы эпохи Возрождения?
И не зря мы обратимся к более поздней эпохе – судя по всему, самые роскошные изображения поясов в портретной живописи относятся именно к Ренессансу. Потому что: а) раньше людей ниже талии не портретировали (и это украшение «в кадр» не входило); б) позже такие ценные украшения делать разучились, кончилась роскошь.
Итак, наиболее шикарные пояса из драгоценностей мне пока удалось найти у испанских Габсбургов XVI века. Ну, недаром им тогда кораблями привозили золото и драгоценные камни из Америки и Филиппин всяких. Посмотрите, как роскошны опояски у испанских инфант – дочерей Филиппа II Кровавого, принцесс по имени Изабелла Клара Эухения и Катерина Микаэла.
Уступают им англичанки эпохи Тюдоров, но не сильно. Вот, портрет королевы Марии Кровавой (впрочем, тут она еще жена испанца Филиппа II Кровавого же, потому что, видите, жемчужина «Перегрина» сверху виднеется). Но мода останется стойкой – ювелирные пояса будут и у Елизаветы Тюдор, и у дам ее двора. Такая роскошь была в духе ее эпохи.
Найдем мы ценные пояса и у итальянок – здесь примеры из правящих династий Сфорца и Медичи. Вообще, разглядывая картины, включайте калькулятор в голове – если тетенька усыпана золотом и камнями, вряд ли она купчиха, скорей всего – герцогиня.
Поможет это и в расшифровке мужских портретов. Посмотрите – очередной пьяница Хальса, в каком-то коричневом затрапезе. Бухарик? А на поясе-то у него жемчужина, и чей-то золотой портрет в медальоне. Значит, не так уж прост этот кавалер! В медальоне – принц Мориц Оранский, значит, на картине – его сторонник, видимо, из кальвинистов-контраремонстрантов.
Вообще, ювелирный пояс на мужском портрете – повод поискать, что за высокий статус был у его обладателя, как на портрете воеводы Власова: на его должность указывает не только булава на столе, но и роскошное (по тем временам) одеяние.
А вот этого испанского рыцаря из Эрмитажа я вам ставлю, чтобы вы полюбовались обилием полезных ремешков. Пояс у него не драгоценный, но очень любопытный, и красиво сочетается с парадными доспехами. Именно так крепятся мечи и шпаги к поясу мужчины (а не "на скотче", как кажется при взгляде на картины некоторых исторических живописцев-фантазеров).
Увы, в Новое время такие пояса – удел редких нескромных представителей правящих домов. Как, например, эта принцесса из Габсбургов (ну еще бы, при таких предках за плечами!). Но вообще в 19 веке портретов с такими шикарными драгоценностями на талии практически больше не найдешь...
Предыдущие рассказы о драгоценных поясах: выпуск 1, 2, 3.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.