Найти тему
Галина Мацкевич

Поцелованный Богом

Рубеж ХIХ и ХХ веков называют Серебряным веком русской культуры. Ярким представителем этой эпохи несомненно был Михаил Александрович Врубель. О многих ли художниках можно сказать, что они гениальные, а ещё меньше тех, кто создал своё направление в живописи. О Врубеле же можно сказать, что он опередил своё время, открыв новую эпоху в живописи.

Он долго оставался непризнанным художником, а когда пришёл успех - то Врубелю пришлось дорого за эту известность заплатить.

Но обо всем по порядку. В 1884 году преподаватель Академии художеств П. П. Чистяков рекомендует своего самого способного студента Михаила Врубеля своему другу профессору А.В.Прахову для реставрации фресок Кирилловского монастыря ХII века и реставрации фигуры ангела в церкви Софийского собора в Киеве.

В течение шести лет работал Врубель над эскизами росписей для церкви, денег студенту платили мало и, бывало, что он частенько оставался совсем без гроша в кармане.

-2

Рассказывали, что однажды художнику не хватило денег расплатиться за обед в ресторане, и он предложил хозяину вместо денег акварель. Хозяин без большого желания взял акварель. Тот обед стоил всего 2 рубля. И вы не представляете с какой радостью вернули акварель художнику, когда он принёс долг. А между тем - это был этюд к «Восточной сказке», которая вот уже больше ста лет украшает Русский музей.

Представляю, как наследники того ресторатора теперь кусают локти.

В Киеве же Врубель страстно влюбился в жену профессора Прахова - Эмилию Прахову, женщину необыкновенной красоты с огромными голубыми глазами. На момент знакомства ему было 28 лет, ей 35. Эмилия - почтенная мать семейства с тремя детьми. Для мастера эта любовь была безответной.

-3

Но несмотря на то, что Эмилия не ответила взаимностью на его чувство, она становится его музой и вдохновительницей. Именно ее лицо мы видим на его картине «Богоматерь с младенцем» и ее же большие голубые глаза художник изобразил и на картине «Царевна-Лебедь». Позже Михаил Александрович встретит свою большую любовь, женится и будет до конца жизни счастлив в браке с певицей Надеждой Забело.

-4

Знакомство их произошло случайно в Санкт-Петербурге в Певческом театре. Услышав пение певицы, Врубель был очарован ее голосом, и в антракте пошёл знакомиться с певицей. Через год они поженились. Это был союз двух творческих людей, где каждый в своей области был большим профессионалом. На долгие годы Надежда стала его музой и вдохновительницей. Ее портрет написанный после женитьбы так и называется «Муза».

-5

Врубель боготворил жену: писал ее портреты, посещал ее спектакли и репетиции. Все ее сценические костюмы и грим он придумывал сам. Принимал самое полное участие в ее творчестве, и жена прислушивалась к его советам, считалась с его мнением.

Жить с таким гениальным человеком Надежде было не просто. Михаил Александрович и выпивал и к деньгам относился легкомысленно, да и заработки были у него редкими. Вдобавок ко всему и характер имел прямолинейный. Взять хотя бы к примеру, его первое появление в доме С. И. Мамонтова. Врубеля привёл к Мамонтову Константин Коровин. За столом сидела вся семья мецената и И. Е. Репин, который делал карандашный набросок портрета хозяйки дома. Врубель, заглянув в блокнот метра, ошеломил всех своим высказыванием : «Илья Ефимович, а ведь рисовать-то Вы не умеете». И это было сказано Репину, известному и уважаемому художнику, недавним студентом и ещё никому неизвестным Врубелем. Онемевший Мамонтов, вывел Коровина на террасу:

- Костя, кто он такой?

- Савва Иванович! Простите его, он - гений!!!

Творчество Врубеля - это большая загадка в русском искусстве и тогда и теперь. Загадочна сама манера написания картины. Он не делал набросков, он видел заранее картину целиком и переносил ее на холст. Об этом способе рисования писал Коровин: «когда он писал на холсте или бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглёр показывает фокусы... отмерив размер, держа перо или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги или холста наносил твёрдо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и В. Серова поражало это». Ещё он мог с точностью на холсте передать то, что видел лишь однажды. (этот вид памяти называется эйдетизм) Несомненно - это был дар свыше, но и заплатить художнику за свой талант пришлось высокую цену - безумием и слепотой. В течение последних лет своей жизни он находился на грани двух миров: реального и потустороннего.

Когда болезнь на шаг отступала, он снова брался за карандаш. Человек умирал, разрушался, а мастер продолжал жить. Все его работы от Демонов до сказочных персонажей Царевны- Лебедь, Пана и других имеют такую бешеную энергетику.

-6

Как можно с помощью кистей и красок произвести такое эмоциональное воздействие на зрителя. Мороз по коже.

Творчество Врубеля вызывало крайне противоречивые мнения и оценки у современников: он писал так, как было тогда не принято и непонятно для многих. К.А.Коровин в своих воспоминаниях писал: «Огромную зависть вызывал Врубель своим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. И как всегда пресса была в первых рядах этого гонения, совершенно неповинного ни в чем человека. Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел от злобы и невежества всю свою жизнь».

Лишь в последние годы жизни к душевнобольному, а затем и ослепшему художнику пришло Признание с большой буквы: коллекционеры стали раскупать его работы, музеи распахнули свои двери для его полотен.

В день похорон А.Н.Бенуа сказал: «Будущие поколения будут оглядываться на последние десятилетия ХIХ века, как на эпоху Врубеля».

P. S. Прогуливаясь по Москве не забудьте на минутку остановиться перед гостиницей «Метрополь» и поднять голову посмотреть на мозаичные панно, выполненные по эскизам Врубеля. А ещё, прогуливаясь в Петровском парке Москвы, обратите внимание на забор клиники доктора Усольцева, возведённый Шехтелем по эскизам Врубеля. Ну и визит в Третьяковку никто не отменял, там собрана прекрасная коллекция его работ.

-7