Сидение дома располагает к просмотру фильмов и сериалов, а потому предлагаю всем любителям турецкого кинематографа еще одну подборку. Сразу скажу - фильмы все серьезные, не "под попкорн". Я в принципе не любитель комедий и мелодрам, мне больше интересны фильмы, после которых можно подумать, посмотреть на жизнь и людей с другой стороны, поразмышлять. Вот эта подборка - именно такая. На мой взгляд, сейчас время именно для этого.
1. Зерно
Этот фильм, я вам скажу, прямо в тему сегодняшних событий, а потому я поставила его первым в подборке. Если вы до сих пр его не видели - сейчас самое время. Совместное производство нескольких стран - Турция, Германия, Франция, Швеция, Катар. А все потому, что тема затрагивает все страны - и особенно это заметно сейчас, как все страны на самом деле близко и связаны друг с другом. Постапокалиптический мир со всеми составляющими: мир, поделенный на зоны; закрытые границы, переход которых влечет за собой смерть; люди с оружием, препровождающие толпы беженцев; строгий учет, нехватка необходимого продовольствия, патрули на улицах и разгон толп протестующих; жирующая горстка богачей на фоне голодающей основной массы народа. Никогда не думала, но реальность сегодняшних дней наталкивает на мысль, что такой поворот событий не так уж нереален. Ученый-генетик пытается найти выход из ситуации, разбирая искусственный геном зерна, ошибаясь и начиная свои опыты снова и снова - и для этого разыскивает первооткрывателя этого исследования. И загадочная частица "М", которая есть у всего живого, но ее нет у искусственно созданного зерна - поэтому она и не растет... И вообще у всего, что создано искусственно. Что это за "М", может, душа?.. Фильм, кстати, черно-белый, что усиливает восприятие, это, на мой взгляд, очень правильный ход. Отдельной похвалы вообще заслуживает видеоряд - отличный, есть очень сильные сцены: например, когда два человека топят свою лодку, чтобы притворится мертвыми среди плавающих других мертвых тел, чтобы их не заметил наблюдающий дрон. А когда дрон улетает - они неожиданно слышат плачь ребенка и находят... младенца. Или, найдя небольшой кусок земли, не отравленной и политой кислотными дождями, человек буквально "умывается" ей, прикладывает ее к своему телу, будто эта здоровая чистая земля может излечить и его. Слоган фильма для меня вложен в уста героя - первого изобретателя: "Каждый раз, когда мы изменяли природу - мы повреждали самих себя. Но наше эго мешает нам это понять".
2. На краю рая
Пожилой турок, живущий в Германии, случайно убивает работающую там же проститутку-турчанку, и оказывается в тюрьме. Его сын, отвезя тело несчастной женщины на ее Родину, в Стамбул, узнает, что у родных давно нет связи с дочерью убитой, и отправляется на ее поиски. Тем временем та самая дочь - участница сопротивления и митингов, проходящих в Стамбуле, и она бежит в Германию от преследования властей... Судьбы матери и дочери рассказываются параллельно, они вовлекают в свой водоворот одних и тех же людей, не подозревающих об этом - и для кого-то это тоже закончится смертью. Мертвое тело за мертвое тело - таков итог этих случайных переплетений, они транспортируются самолетами, печальные грузы жертв этой истории, одно из Германии в Турцию, другое - из Турции в Германию. Мать жертвы и сын убийцы за одним столом. Какой будет развязка? Найдет ли сын убийцы проститутки ее мятежную дочь, которая тоже стала косвенно виновна в чужой смерти?
3. Внутри
Это один из самых странных турецких фильмов, что я смотрела, но не пожалела о просмотре. Фильм снят по повести Достоевского "Записки из подполья". И, на мой взгляд, картина как раз очень точно передала настроения, витающие в книге - тягостность, самокопание, ни на чем не основанное возвышение себя, ничем не обоснованное ощущение своей исключительности - за счет принижения своего окружения, и вытекающая из этого жестокость. "Я презирал себя с ненавистью - и думал, что так и другие делали" - говорит главный герой. И тем не менее напрашивается на праздник, который явно не удается, что еще больше усугубляет ситуацию у него внутри. Хотя экранизация Зеки Демиркубуза признана крайне неудачной, и фильм, действительно, смотрится тяжеловато - но разве самого Достоевского читать легче? И, на мой взгляд, это достаточно удачная адаптация и вариация произведения на турецкий лад.
4. Чудо
Самые развлекательный и трогательный фильм из подборки. Он о том, что невозможное - возможно. И даже оказавшись в крайне трудной, тяжелой, неисправимой и от тебя независящей ситуации, в которой к тому же ты вовсе не виновен - все равно можно и нужно верить в чудо. Потому что никогда не знаешь, какой стороной и в какой момент к тебе повернется жизнь. Посмотрите на свои проблемы - разве они так же тяжелы и неразрешимы, как у бедного парня-инвалида из этого фильма? И если даже он в итоге срывает практически джек-пот, получая то, о чем и мечтать не мог - чем вы хуже? По сути сюжета - учитель приезжает работать в деревенской школе, и ему приходится восстанавливать ее буквально в с нуля. Одним из его учеников оказывается тот самый парень-инвалид. Маленьких учеников школы, кстати, играют не дети-актеры, а обычные жители той деревни, где снимали фильм. Обратите внимание на детали - например, на зубы у всех героев фильма, или на сценки из типичной турецкой жизни - это и сватовство, и высказывания о ситуации в стране.
5. Сибэл
В какой-то степени это фильм об изоляции, но очень нетипичного вида - изоляции внутри собственного тела, собственного разума. Девушка Сибэл - красива и смышлена, она мастерски управлется с винтовкой и любит природу - лес и охоту. Она роет волчью яму в попытке поймать хищника. Но вот отношения с людьми для нее - это совершенно из области фантастики. И не только потому, что ее интересы не похожи на интересы ее сверстниц. У Сибэл нет языка как средства коммуникации, она общается с близкими - а это буквально пара человек - посредством птичьего свиста. Неудивительно, что ее сторонятся и откровенно не любят коллеги по работе (Сибэл стрижет кусты, собирая листья), а больше в ее окружении по сути никого и нет, кроме отца, сестры и старенькой бабушки-отшельницы. Так продолжается до тех пор, пока в волчью яму молодой охотницы не попадет хищник совсем другого рода - не того, на которого она рассчитывала...
6. Залив
Растительное существование вернувшегося после развода в родной Измир из Стамбула парня Селима прерывает чрезвычайное происшествие - возгорание танкера в прибрежных водах и разлив нефти в заливе. Постепенно неприятный запах начинает беспокоить всех окружающих, самого героя мучают приступы тошноты и рвоты, проблемы с памятью, хотя запаха он не чувствует. Люди начинают постоянно носить маски, надеясь уберечься от запаха и его последствий, уезжают подальше от побережья. Главный герой наблюдает, как постепенно закрываются магазины, нарушается движение транспорта, в результате странного инцидента и сам попадет в больницу. Картина производит впечатление простого и понятного спокойного повествования, но на самом деле полна символов, которые даже не сразу распознаешь - например, сжигание вещей как отказ от прошлого, рвота - как избавление от негативных воспоминаний и вязкой рутины дней, блуждание по улицам и тупик в переулке - как бессмысленность существования героя, восхождение на гору в конце и последующая сцена как будто из Рая, где все спокойно и умиротворенно. Какие символы вы еще найдете в этой картине? Зависит только от вас и вашего восприятия. Признаюсь, я и сама не сразу разобралась, пришлось почитать рецензии на этот фильм, но после этого захотелось пересмотреть его еще и еще раз.
Наш Телеграм-канал: t.me/antalyavill Все темы, включая запрещенные! Ежедневно - фото, видео, афиша, эвенты, опросы - все там!
Другие интересные статьи о жизни в Анталье:
9 отличных турецких фильмов, которые вы, скорее всего, не смотрели
Отличные турецкие фильмы, которые вы, скорее всего, не смотрели-2