Проекты архитектора-теоретика Дэвида Гиссена выводят на поверхность нечто неуловимое и неразгаданное, таящееся в самой глубине урбанистической среды. Его работы открывают перед нами те аспекты городской жизни, вокруг которых мы склонны сгущать краски или наоборот недооценивать их важность. Например, лужи и смог.
Несколько лет назад Гиссен решил попробовать себя в новой роли – роли виномана, написывая посты в Твиттере на эту тему. Почти религиозное чувство архитектора к вину дало свои плоды в виде "винополитена" Франции.
Каждая линия этой карты – винный регион страны, а станция– апелласьон. Рядом с географическими наименованиями указаны ключевые сорта винограда. Разноцветные линии метро (за редким исключением) повторяют собой очертания рек и береговых линий. Кроме того, Гиссен отметил на карте и архитектурные достопримечательности (как в карте пражского метрополитена).
Архитектура – по призванию. Вино – по любви
История интереса Гиссена к вину началась с дегустации Morgon Marcel Lapierre 2009. Его производитель по праву считается отцом органического течения во Франции, а этот винтаж – своего рода реквием – стал последним в его жизни. Всего этого новоиспеченный гурман еще не знал, и в его памяти, тогда еще свободной от груза винных вкусов и ароматов, Morgon обрел бессмертие.
Отныне все вина воспринимались Гиссеном через призму того самого первого и посему – самого запоминающегося. Своей биографией творец доказывает существование любви с первого взгляда: точно также, с одного глотка, когда-то начались его отношения с архитектурой, историей городов и географией.
И тогда Гиссен всерьез задался целью понять, как вкус вина связан с местом его производства. Теперь обязательным гостем на каждом семейном и дружеском вечере стало вино из разных апелласьонов – каждый раз новое. Вскоре он решил систематизировать свои знания с помощью карты, которой по началу были обычные Google Maps.
От терруара к терруару на метро
Глядя однажды на план лондонской подземки, Гиссен задумался о том, чтобы перевести винную топографию Франции на столь близкий ему схематический язык графики. Это представило бы апелласьоны не как разрозненные полосы на карте, а как элементы одного целого, неразрывно связанные друг с другом. Сделав первую зарисовку своей идеи, архитектор обращался к ней за подсказками чаще, чем к гугл-картам – ведь она так удобна для новичка в вопросах энологии. Тут-то его и посетила идея публикации такой схемы – предельно простой, логичной и удобной.
Отправляющимся в свой первый винный тур Гиссен рекомендует стартовать с запада салатовой ветки (Долина Луары), станция за станцией (апелласьон за апелласьоном) продвигаясь к центру.
Прелесть идеи автор видит в ее парадоксальности: ведь вино (в отличие от пива или ликёров) навевает скорее пасторальные ассоциации с загородными просторами, чем со своеобразной эстетикой каменных джунглей.
Именно это важно для Гиссена – освободить вино от пут предрассудков и ассоциаций, в которых оно оказалось наглухо замуровано.
"Я считаю абсурдной идею о том, что терруар – это природа, – признает он, – ведь вино производит человек. Терруар – не в почве, он разлит в воздухе".
Позже архитектор сделал аналогичную карту винодельческих областей Калифорнии.
Делитесь статьей в социальных сетях и читайте мои путевые заметки о виноделии Великобритании!