Последние 20 лет миллионы россиян только и делали, что потребляли продукцию западных брендов. Ради этого самого культа потребления по всей стране открылись сотни огромных торговых центров, а заполнили их больше чем на 50% продавцы одежды из Италии, Великобритании, США...
Как-то незаметно прошло некоторое время и показалось, что россияне прожить не могут без торговых центров и тех самых магазинов, которые, по большей части, продавали вещи посредственного дизайна и сомнительного качества с наценкой 400-700%. Речь идет, в первую очередь о Zara, H&M и компании. Показалось, что это нормальная ситуация, когда ТРЦ "Европейский" или МЕГУ в Москве в выходные дни посещает более 100 000 человек. Когда несколько миллионов жителей России, ранее прекрасно обходившиеся без ТЦ и сетевых магазинов, почти каждые выходные стали трать на шопинг.
Но это только казалось
Пока одни этот самый культ потребления по западной модели развивали (кстати, в США популярность торговых центров уже который год неуклонно снижается), другие, и их большинство, не соприкасались с культурой покупок в торговых центрах вовсе.
Именно сейчас, когда сотни ТЦ и десятки тысяч магазинов одежды и обуви закрылись по всей стране, стало заметным, насколько они вообще были необходимы среднестатистическим жителям России. Лакмусовой бумажкой стали комментарии к многочисленным репортажам о закрытии и финансовых проблемах фэшн-ритейлеров. Да, безусловно, какой-то процент россиян были их постоянными клиентами.
Но большинство одобрили их закрытие. Их комментарии были в духе: "Закрылись, и что? Нам эти коробки, набитые бесполезными магазинами, и не нужны вовсе". В самом деле, Россия большая - это регионы, малые и средние города, поселки, в конце концов, в которых миллионы жителей порой имеют заработные платы чуть выше прожиточного минимума. Им не до торговых центров, не до "Зары" и "Эйч энд Эм". И мебель в IKEA они позволить себе не могут, сколько бы раз ее не рекламировали.
Нужно признать, что большая часть россиян не является клиентами торговых центров и сетевых магазинов по определению. Просто потому что не может позволить себе продукцию этих брендов. А потому стоит ли удивляться тому, что для большинства их закрытие - не более чем пустой звук? В прессе сегодня много пишут о том, сколько миллиардов потеряют крупнейшие продавцы одежды по всему миру и в том числе в России. Сколько магазинов могут закрыть из-за потерь, и какие сокращения может ждать персонал. Но, положа руку на сердце, скажем, что большинство россиян эти проблемы действительно никак не интересуют.
Для большинства россиян торговые центры - это большие, удобные и достаточно недорогие гипермаркеты (в том числе товаров для строительства и ремонта). Все магазины, которые остаются за ними, интересуют лишь небольшую долю потребителей. "Это чушь!" - скажут многочисленные клиенты Zara и компании. Те, кто может себе позволить тратить на бренды определенные суммы. Но не будем забывать и о тех, кто живет на минимальный доход и каждый месяц покупает лишь товары первой необходимости. Все же их большинство.