Эта история показывает, насколько свободно и непринуждённо норманны путешествовали по неизведанным океанским просторам. Что Колумб плыл в Индию, но по дороге наткнулся на Американский континент, общеизвестная информация. Но первооткрывателем Америки был не генуэзец на испанской службе, а скромный норманн Бьярни Герьольфссон. Впрочем, не такой уж и скромный: он принадлежал к роду Ингольфа, одного из первых колонизаторов Исландии. Его отец Герьольф имел ферму в Исландии, а Бьярни владел собственным кораблём, на котором совершал торговые путешествия между Исландией и Норвегией.
В одну зиму Бьярни остался в Норвегии, а весной вернулся в Эйрар в Исландии. Но оказалось, что старый Герьольф продал свою ферму и перебрался в Гренландию. Бьярни был в полном изумлении, его команда тоже, но все решили плыть в Гренландию, хоть это и было рискованной затеей из-за совершенно неизвестного маршрута. "Куда-то на запад в страну, где много ледников" - это, собственно, всё, что было известно. Моряки даже не стали тратить время на разгрузку корабля и отправились в путь.
Дальше сага "Ислендингабок" рассказывает, что корабль шёл при попутном ветре три дня, пока Исландия не исчезла из виду. А потом ветер переменился на северный и викингов накрыл густой туман, так что было совершенно непонятно, куда и с какой скоростью они движутся.
Только через несколько дней выглянуло солнце и моряки смогли разобраться с курсом. Спустя сутки они увидели землю. Бьярни заявил, что это, по его мнению, не Гренландия, а что-то другое. Он дал команду подойти ближе, и оказалось, что земля покрыта густым лесом. Это не был сплошной континент, а, видимо, остров. Норманны вышли в открытое море и плыли ещё два дня на север, и потом снова увидели покрытую лесами равнину. И опять Бьярни заявил, что это не Гренландия. Его команде хотелось причалить и добыть лес, это была огромная ценность в Исландии. Моряки пытались склонить капитана к высадке под предлогом набора воды, но Бьярни довольно грубо отказался. Вероятно, он уже начал нервничать: ведь было совершенно непонятно, куда их занёс в тумане этот северный ветер. Несмотря на то, что экипаж слегка переругался с Бьярни, судно продолжило свой путь. Ветер был юго-западный - как раз то что надо, и вскоре с мачты снова прокричали, что видят землю. На этот раз это была гористая местность, покрытая ледниками. Бьярни снова отказался причаливать, заявив, что эта земля ни на что не годится. Идя вдоль берега, норманны выяснили, что это тоже остров.
Пользуясь попутным ветром, корабль под парусом вышел в открытый океан на северо-восток. Спустя четыре дня снова показалась земля, которую Бьярни признал весьма похожей на то, что он слышал о Гренландии. До вечера они шли вдоль берега, пока не увидели лодку, привязанную возле мыса. Кажется фантастикой, но именно здесь и поселился старый Герьольф, а мыс был назван его именем - Герьольфснес. Мотаясь по огромным и неизвестным пространствам, викинг каким-то нереальным чутьём нашёл своего отца.
Бьярни встречался с ярлом Эйриком Рыжим (который первым перебрался в Гренландию и придумал для неё такое заманчивое название) и рассказал ему о своём путешествии. Слушатели были поражены, что он не высадился на открытую им землю и не выяснил, что она из себя представляет. Но Бьярни не особенно стремился к авантюрам. Он продал свой корабль Лейфу Эйрикссону, а сам поселился на отцовской ферме и занялся хозяйством.
Лейф организовал экспедицию, посетил все виденные Герьольфссоном земли и дал им названия.
Он и его люди нашли устье какой-то реки, завели в него корабль и построили там дом. В окрестностях были обнаружены злаки и виноград - поэтому Лейф назвал эту землю Винланд. Отмечено, что дни и ночи здесь были более одинаковые, чем в Исландии и Гренландии. Но норманны провели в Винланде всего несколько зимовок, потому что полезли в конфликты с местными жителями.
Недавно археологи обнаружили на полуострове Ньюфаундленд остатки древних деревянных сооружений со следами обработки металлическими инструментами. Поскольку индейцы металла не знали, да и срубы не строили, именно эти находки были признаны свидетельством пребывания норманнов. Радиоуглеродная датировка показала 1021 год, что вполне совпадает с событиями, описанными в саге. В то время климат в Заполярье был намного теплее, чем сейчас, но спустя 300 лет наступило похолодание, и колонистам пришлось покинуть Гренландию.
Галина Погодина