Найти в Дзене
Лиахим Веабрес

МОРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ РОКОКО

«...Грёз — вот это мой художник... Мне по душе сам этот жанр — нравоучительная живопись. И так уже кисть долгие годы была посвящена восхвалению разврата и порока. Разве не наполняет нас радостью то, что живопись, наконец, стала соревноваться с драматической поэзией в искусстве, трогать нас, наставлять, призывать к добродетели? Смелей, мой друг Грёз, морализируй в живописи, у тебя это получается прекрасно!»
Эти восторженные слова принадлежат одному из самых оригинальных и ярких умов французского Просвещения — писателю Дени Дидро. Картина, вызвавшая такое восхищение критика,— «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания». Секрет успеха Грёза у современников заключался в том, что его произведения полно отвечали в свое время потребности в моральном, дидактическом искусстве. Буржуазные добродетели настойчиво противопоставлялись общему падению нравов, развращенности французской аристократии в канун буржуазной революции. Вкусам двора в XVIII в. отвечало бездумно-легковесное искусство рококо. Вот
Жан-Батист  Грез, автопортрет
Жан-Батист Грез, автопортрет

«...Грёз — вот это мой художник... Мне по душе сам этот жанр — нравоучительная живопись. И так уже кисть долгие годы была посвящена восхвалению разврата и порока. Разве не наполняет нас радостью то, что живопись, наконец, стала соревноваться с драматической поэзией в искусстве, трогать нас, наставлять, призывать к добродетели? Смелей, мой друг Грёз, морализируй в живописи, у тебя это получается прекрасно!»
Эти восторженные слова принадлежат одному из самых оригинальных и ярких умов французского Просвещения — писателю Дени Дидро. Картина, вызвавшая такое восхищение критика,— «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания». Секрет успеха Грёза у современников заключался в том, что его произведения полно отвечали в свое время потребности в моральном, дидактическом искусстве.

Жан-Батист  Грез,  "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания" , 1763, холст, масло, 115 x 146 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан-Батист Грез, "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания" , 1763, холст, масло, 115 x 146 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Буржуазные добродетели настойчиво противопоставлялись общему падению нравов, развращенности французской аристократии в канун буржуазной революции. Вкусам двора в XVIII в. отвечало бездумно-легковесное искусство рококо. Вот почему творчество Грёза было поднято на щит Дени Дидро. Дидро призывал художника «занять место среди наставников человеческого рода, утешителей жизненных страданий, мстителей за преступления, воздаятелей за добродетель».
Наибольший успех художнику принесли картины «Деревенская помолвка», «Отцовское проклятие», «Паралитик», которому Дидро предлагал название «Награда за хорошее воспитание», «Балованное дитя». В сущности, живопись Грёза лишь выразительная иллюстрация ясной и несложной идеи, которая легко читается в многословных заглавиях его произведений.

Жан-Батист Грез,  "Деревенская помолвка", 1761, масло на холсте, 92 x 117 см, Лувр, Париж
Жан-Батист Грез, "Деревенская помолвка", 1761, масло на холсте, 92 x 117 см, Лувр, Париж
Жан-Батист Грез,  "Отцовское проклятие", 1777, холст, масло, 130 x 163 см, Лувр, Париж
Жан-Батист Грез, "Отцовское проклятие", 1777, холст, масло, 130 x 163 см, Лувр, Париж
Жан-Батист Грез, "Отцовское проклятие", 1777, холст, масло, 130 x 163 см, Лувр, Париж
Жан-Батист Грез, "Отцовское проклятие", 1777, холст, масло, 130 x 163 см, Лувр, Париж
Жан-Батист Грез,  "Отшельник, или распространитель четок" (Отшельник), 1780, холст, масло, 113 x 148 см, Частная коллекция
Жан-Батист Грез, "Отшельник, или распространитель четок" (Отшельник), 1780, холст, масло, 113 x 148 см, Частная коллекция
Жан-Батист Грез,  "Вдова и ее священник", 1784, холст, масло, 128 x 161 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан-Батист Грез, "Вдова и ее священник", 1784, холст, масло, 128 x 161 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Грёз быстро исчерпал себя в картинах на нравоучительные темы. Позже художнику довелось еще при жизни испытать горечь забвения. Уступая банальным вкусам тех же добродетельных буржуа, Грёз начал писать многочисленные картины, которые изображали юных девушек, оплакивающих разбитый кувшин или умершую птичку.

Жан-Батист Грез,   "Мертвая птица", 1800, масло на холсте, 68 x 55 см, Лувр, Париж
Жан-Батист Грез, "Мертвая птица", 1800, масло на холсте, 68 x 55 см, Лувр, Париж

Жан-Батист Грез,  "Девушка с птицами", 1780-82, холст, масло, 61 x 52 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Жан-Батист Грез, "Девушка с птицами", 1780-82, холст, масло, 61 x 52 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Жан-Батист Грез, "Разбитое зеркало", 1763, холст, масло, 56 x 46 см, коллекция Уоллеса, Лондон
Жан-Батист Грез, "Разбитое зеркало", 1763, холст, масло, 56 x 46 см, коллекция Уоллеса, Лондон

Художник стал свидетелем событий революции 1789—1794 гг. Однако его творчество, лишенное революционного пафоса и героики, уже казалось отжившим и ненужным. Умер художник в нищете.
Сейчас, по прошествии двухсот лет со времени создания самых прославленных некогда произведений Грёза, мы снова приходим к ним, чтобы лучше понять эпоху, в которую подготавливалась буржуазная революция во Франции, чтобы почувствовать умонастроение того сословия, к которому принадлежали Грёз, Шарден, Руссо, Дидро — властители дум французского общества второй половины XVIII в.

"Renaissance and Baroque" Vk