В 1987 году Олег Николаевич решил сократить труппу Московского Художественного. Что послужило причиной этому и какие последствия произошли?
Олег Ефремов рассказал об идеи разделить МХАТ Татьяне Дорониной:
"Ефремов и меня звал с собой. Со мной первой он говорил о разделе, называл, кого он хочет взять с собой, а кого – оставить. Я спросила: «Куда денутся хорошие артисты, которые с нами учились в Школе-студии МХАТа, параллельно или чуть ранее?» Ответ поразил меня. Он сказал, что ему все равно, где они будут – в каком-нибудь подвале или в клубе «Каучук», например… "
В 70-ых годах в труппу Московского художественного входило около сотни актеров, спустя 10 лет их число перевалило за 200. Олег Ефремов признался, что руководить дураками сложно, но гораздо сложнее руководить умными. За такими красивыми словами новый худрук решил сократить труппу театра, считая, мол, большое количество актеров мешает развитию главного театра страны.
Так ли оно на самом деле? Я думаю: многие из труппы так или иначе не устраивали его ни творчески, не идеологически. К тому же, раздел - не идея Ефремова. Прочитав "Дневник актрисы" Дорониной, можно понять, что инициатором раздела послужил "кто-то сверху".
Татьяне Васильевне такой поворот событий совсем не устроил. Будучи гуманным человеком она решает создать свой театр, куда пойдут "не устраивающие" Ефремова актеры. Так создаются два МХАТа: им. Горького и им. Чехова. Соглашусь, звучит глупо. В стране, которая породила таких великих деятелей, как Станиславский и Немирович-Данченко должен быть один и только один Московский Художественный театр!
На самом деле остается только сочувствовать актерам, служащим МХАТу тому времени. Многие получали инфаркт, некоторые пытались покончить жизнь самоубийством.
Нет, это было не сокращение труппы. Это не дало театру развитие. Да и о каком развитии можно говорить, когда худрук собственноручно уничтожает театр!? Лучшие спектакли были поставлены Ефремовым до раскола, после же, по воспоминаниям современников, были проходные постановки.
МХАТ - детище Станиславского и Данченко, когда-то их спектакли производили фурор не только в стране, но и во всем мире! По системе Станиславского учились пол Голливуда и все яркие звезды Советского кино и театра. И очень грустно осознавать, что все, над чем трудились поистине Великие люди уничтожено. Сейчас же ни один, ни другой театр никакого отношения не имеет к тому, первозданному МХАТу...