Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Главный урок коронавируса: не дать Трампу возможности нажимать на ядерную кнопку

Некоторые из неудачных решений президента по COVID-19, например предложение вновь открыть страну к Пасхе, были отменены. Но президентского решения о начале ядерной войны быть не должно. Президент Трамп несколько раз переходил от призыва «пандемия коронавируса полностью под контролем» к «чрезвычайному положению в стране» и обратно. Последняя идея Трампа о том, что страна может быть «открыта и просто рвется уйти на Пасхальные каникулы», не выдержала критики. Удивительно, но мы уже несколько месяцев находимся в этом кризисе, а президент все еще пытается его исправить.

Но что делать, если президент должен принять правильное решение с самого первого раза, без каких-либо перестановок? А что, если неверное решение может привести к катастрофе еще более страшной, чем COVID-19? Как ни странно, именно здесь мы сталкиваемся с другой недооцененной, но катастрофической угрозой: ядерной войной. Вместо относительно медленно развивающейся пандемии этот кризис мог бы быть связан со стратегическим предупреждением о массированной российской ядерной атаке. У президента были бы не недели, а всего лишь минуты, чтобы решить, было ли нападение реальным, и если да, то стоит ли запускать американское ядерное оружие до того, как оно произойдет. Если он решит запустить ракету, пути назад уже не будет. И никаких пересдач.

А что будет делать президент? Судя по опыту с коронавирусом, Трамп, скорее всего, не будет осведомлен о специфике угрозы и поэтому вернется к своим внутренним инстинктам, предположит, что он знает лучше, и будет действовать с опасной чрезмерной уверенностью. Но в отличие от нынешнего кризиса, у него будет время только на консультации с несколькими советниками, под сильным давлением времени, и только если он захочет. Президент обладает исключительными полномочиями отдавать приказы о запуске ядерного оружия США без какого-либо надзора со стороны Конгресса, министра обороны или кого-либо еще.

Первоначальная реакция Трампа на COVID-19 состояла в том, чтобы преуменьшить угрозу, потому что, по-видимому, он ее и не понимал. По той же логике, его ответ на возможную ядерную атаку может быть прямо противоположным: переиграть противника, отдав приказ о полномасштабном немедленном возмездии. Почему? Потому что он также вряд ли понимает ядерную угрозу, и чем меньше он знает, тем больше вероятность того, что он начнет.

Глубоко тревожная реальность заключается в том, что если системы раннего предупреждения обнаружат на своем пути массированную ядерную атаку, то президент может принять решение о немедленном возмездии и для этого он обладает абсолютно всеми полномочиями. Это было бы катастрофически плохое решение по ряду важных причин, ни одна из которых не может быть очевидной для неосведомленного президента.

Прежде всего, президент может не знать, что нападение, вероятно, является ложной тревогой. В Соединенных Штатах и России было много подобных ложных тревог, и рост числа сложных кибератак делает эту опасность еще более серьезной. Между тем обе стороны знают, что реальный пуск ракет вызовет массированное возмездие другой стороны, и поэтому будет самоубийственным. Американский запуск в ответ на ложную тревогу означал бы, что мы начали ядерную войну по ошибке, что было бы самым страшным кошмаром.

Во-вторых, если президенту скажут, что он должен быстро запустить американское оружие, чтобы избежать потери уязвимых ракет наземного базирования, он может не знать, что ему это оружие все равно не нужно; все равно будут сотни ядерных вооружений на подводных лодках, надежно спрятанных в море. США могут нанести сокрушительный ответный удар позже, так что спешить не стоит.

В-третьих, президент может подумать, что ядерный запуск может быть отозван. Однако, в отличие от преждевременного решения вновь открыть экономику, после запуска ракет с ядерными боеголовками их уже не вернуть. Это был бы конец света, каким мы его знаем.

Как бы плохо ни обстояли дела с коронавирусом, эта ситуация бледнеет по сравнению с ядерным конфликтом, в котором погибли бы сотни миллионов людей, а гражданское общество перестало бы функционировать. Забудьте о том, чтобы найти больничную койку; не будет ни больниц, ни респираторов, ни врачей. И не будет никакого способа смягчить последствия, никакого способа «сгладить кривую». Когда речь заходит о ядерной войне, наша единственная надежда — это ее предотвращение, и единственный способ сделать это — иметь правильную политику, направленную на снижение шансов того, что ядерное оружие когда-либо будет применено.

Хорошая новость заключается в том, что поддержание эффективной обороны не требует от нас спешки перехода к ядерной атаке; скорее, нам нужно увеличить время принятия решений с нескольких минут до нескольких часов или дней, что как и при COVID-19 позволит провести консультации. Конгресс уже рассматривает два способа сделать это: полный запрет на первое применение ядерного оружия и/или требование к Конгрессу одобрить любое решение о первом запуске. Оба подхода должны обеспечить существенные ограничения на опасно свободное правление президента в настоящее время.

Если президент Трамп справится с потенциальной ядерной атакой так же, как он справляется с пандемией, то есть плохо, мы окажемся в большой беде. Нам нужно ограничить неограниченные и ненужные полномочия президента по запуску ядерных вооружений. Безрассудные ошибки Трампа на COVID-19 — это призыв к действию: мы не можем позволить президенту принять одностороннее решение о начале ядерной войны.

Том З. Коллина, директор по вопросам политики, PLOUGHSHARES FUND