Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Аты-баты, шли солдаты" (СССР, 1977): "за" и "против"

Аты-баты, шли солдаты. СССР, 1977. Режиссер Леонид Быков. Сценаристы Борис Васильев, Кирилл Рапопорт. Актеры: Леонид Быков, Владимир Конкин, Елена Шанина, Леонид Бакштаев, Евгения Уралова, Николай Гринько, Иван Гаврилюк и др. 35,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Эта военная драма стала последней картиной в творческой биографии замечательного актера и режиссера Леонида Быкова (1929-1979).

-3

Советские кинокритики встретили фильм «Аты-баты, шли солдаты» в целом позитивно. К примеру, вполне доброжелательно отозвался об этой картине тогдашний заместитель главного редактора журнала «Искусство кино» Армен Медведев.

-4

К сожалению, в начало статьи А. Медведева вкралась неточность: «После холодного, повторяю – несправедливо холодного приема, оказанного комедии «Зайчик», режиссер Л. Быков взял почти шестилетний «тайм-аут» для того, чтобы в новом своем фильме обратиться к иной теме, к иному по содержанию и фактуре материалу. Успех фильма «В бой идут одни «старики» был успехом принципиальным» (Медведев, 1977, с. 45).

-5

На самом деле Л. Быков после фильма «Зайчик» (1964) поставил комедию «Где вы, рыцари?» (1971) и только потом – «В бой идут одни «старики» (1973). Следовательно, не было никакого «почти шестилетнего «тайм-аута» между «Зайчиком» и фильмом «В бой идут одни «старики»: сначала был семилетний перерыв между комедиями «Зайчик» и «Где вы, рыцари?», а потом – пятилетняя режиссерская пауза между «Рыцарями» и «Стариками»…

-6

Но вернемся к сути рецензии А.Н. Медведева. Да, кинокритик резонно отмечал, что в «Аты-баты…» уровень «режиссерского мастерства Быкова» не поднялся «на уровень мастерства Быкова-актера» (Медведев, 1977: 51), но в то же время в положительном контексте утверждал, что «Леонид Быков строит фильм на пестрых и сочных деталях, сработанных всегда фактурно… Он форсирует наши чувства, форсирует эмоции, и вот мы уже смеемся, громко хохочем, а потом сразу же, без перехода, сжимаемся от боли» (Медведев, 1977: 48). Медведев А.Н. У безымянной высоты // Искусство кино. 1977. № 2. С. 44-55.

-7

Уже в постсоветские времена кинокритик Михаил Иванов подошел к этому фильму гораздо строже: «Создается впечатление, что последняя работа Быкова как режиссера и актера (в роли ефрейтора Святкина), посвященная "стоявшим насмерть во имя жизни", была подвергнута жестокой цензуре и давлению со стороны властей. … Скажу только, что, те места, где присутствует сам Быков, бедовый и лихой малый из беспризорников, смотрятся с упоением, и хочется вырезать дистанционкой большую часть остального - так велика разница. Если вы любите кино и Большого Человека кино - Быкова, обязательно посмотрите этот фильм» (Иванов, 1996). Иванов М. «Аты-баты, шли солдаты». 1996. https://www.timeout.ru/msk/artwork/230324/review

Итак, это были мнения кинокритиков…

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020

P.S. мою рецензию на фильм «Аты-баты, шли солдаты» можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/atybaty-shli-soldaty-5d04dd1794ca190e965031b0