В путешествиях больше всего запоминаются моменты, которые пошли не по плану. Одним из таких моментов произошел со мной, когда я практически заблудился по пути из Гонконга в Гуанчжоу.
Расстояние между городами примерно 150 км. Рано утром, проснувшись в хостеле в гонконгском районе со сложновыговариваемым названием Tsim Sha Tsui, на метро выдвинулся в строну границы материкового Китая, путь до которой вышел в фантастические 350 ₽.
Конечная станция гонконгского метро расположена в пограничном терминале и выход из нее осуществляется сразу на КПП.
Никогда еще так легко границу я не пересекал. На выходе из Гонконга установлены терминалы типа как у нас в метро, к сканеру которого сначала прикладывается паспорт, a на втором контроле сканируется отпечаток пальца и осуществляется фотографирование. Выход происходит без участия пограничника.
КПП с Китайской стороны хоть и предполагает наличие пограничника, тоже полностью автомазировано и электронная говорилка, установленная там, на русском объясняет, как надо встать и что сделать. Таким образом, границу я прошел минут за 20. Кстати, следом за мной стояла русскоязычная семья)
Несколько метров нейтральной зоны разделяют не только территории, но и жизненный уклад. Так, в туалете китайской части терминала было накурено, а нормальный вайфай тут же пропал и закрылся доступ к гуглам, воцапам, инстаграмам и прочим недоступным в материковом Китае ресурсам. Из терминала китайской части спустился в метро города Шэньчженя. На схеме метро найти станцию с названием 'railway' (обычно в городах Китая станции метро так и называют) не удалось и да бы выяснить, где находился вокзал, я обратился к бабушке, командующей терминалами по продаже билетов. Понимала она только китайский, однако при помощи жестов и звука 'тууу-тууу' мне удалось объясниться. Отправила меня бабушка на станцию Fujian. Там был каких-то нереальных размеров вокзал, раз в 5 больше, чем в Пекине и Шанхае.
В кассе я попытался купить билеты на поезда по Китаю, однако девочка мне их не продала и объяснить причину не смогла. Я вообще не понимал, что происходит. В другой кассе другая девочка поведала, что на этом вокзале продают билеты только на сегодняшний и завтрашний дни и что это не центральный вокзал. Открыв карту и осмыслив ситуацию, отправился на метро на станцию Louhu.
Понятных вещей на втором вокзале было не больше и билеты на поезда я там купить также не смог, но по указателям нашел выход на скоростную линию Шеньчжень - Гуанчжоу и, расставшись с 80 юанями, отправился дальше. Несмотря на возмутительно высокую стоимость билетов, все поезда на этой линии уходили с опозданием. Мой ушёл позже на полчаса. На линии используются скоростные составы вроде наших сапсанов.
Вокзал в Гуанчжоу выглядел как ад. Сотни тысяч людей, все как один - участники броуновского движения хаотически перемещаются, все прокурено и перекрыто полицией. При этом, китайцы еще до безумия любят различные объявления и аудиорекламу и звуки эти люто напрягали: мало того, что их не понимаешь, они создают шум. Кроме того, большинство людей считали нормальным бросать мусор на пол и не утруждали себя поисками мусорки. Соответственно, к чистое того вокала тоже были вопросы. Удивительно, что подобное немыслимо для тайванских или гонконгских китайцев..
На вокзале отправился к кассам для покупки билетов на поезда. Несмотря на сотни терминалов по автоматизированной продаже билетов, люди в основном ими не пользовались, а предпочитали стоять большие очереди в кассу. Одна бабушка при мне настолько отвратно истерила и лезла без очереди (вероятно, опаздывала), но мысль о возможности купить билет онлайн и не трепать нервы себе и другим ее, очевидно, не посетила. В тот момент мне было жаль, что сайт жд Китая не принимает карты международных платежных систем. Разумеется, кассир инглиш не понимала. Я сунул ей заранее заготовленную с помощью знакомой китаянки записку с иероглифами и после пятиминутных мучений она родила мои билеты. Однако, даже иероглифы она прочитала раздолбайски и на один из поездов дала билет в сидячий вагон вместо плацкарта. Выявил этот факт я уже после того, как ушёл с вокзала и скинул фоты билетов той китаянке. Кстати, на следующий день этот билет я обменял, предварительно отстояв 40-минутную очередь. Мало того, что в очереди было много людей, особо прошаренные вообще предпочитали в ней не стоять. При этом люди в очереди против этого почему-то никак не возражали, что сильно затягивало время и напрягало. В какой-то момент я решил, что хватит это терпеть и всех, кому просто спросить или кому очень срочно, начал отправлять в конец. Великий и могучий в сочетании с наездной интонацией оказался весьма эффективным средством. После этого и китайцы в очереди меня поддержали и начали делать тоже самое. В целом же процесс покупки билетов тут крайне неудобен и по степени клиентоориентированности китайские жд могут конкурировать только с Почтой России и поликлиникой, к которой я имею несчастье быть прикрепленным.
С вокзала на гуанчжовском метро отправился заселяться в заранее забронированный на букинге хостел. С учетом того, что в Китае смещены gps-координаты, я, поднявшись из метро, ушел немного не туда, однако вскоре разобрался. По описанию, хостел располагался в новом жилом комплексе. Обойдя тот комплекс вдоль и поперек, наконец нашел нужный мне блок и этаж. Как ни странно, на этаже не оказалось никакого хостела. Я попросил встретившегося мне рядом с литом парня позвонить в этот хостел и уточнить его локацию. Парень с радостью мне помог, но после непродолжительного разговора по телефону, также сказал, что нет тут никакого хостела, поскольку «business closed». В общем, на улице уже темнело, а перспектива с ночевкой было неясна. Выйдя со двора жилого комплекса на улицу, разыскал Макдоналдс, где подключился к бесплатному вайфаю. Подходящих мне по цене объектов размещения было очень немного, поэтому ничего не оставалось, как забронировать хостел на окраине города, недалеко от аэропорта. Добираться туда пришлось также долго и мучительно в переполненном метро. Добравшись до нужной станции и поднявшись на улицу, отправился снова искать хостел. Попытки его найти также были безуспешными. Мне помогла девушка, работающая в каком-то непонятном чайном салоне, которая поделилась интернетом и позвонила в тот хостел. Из хостела меня встретил и проводил какой-то парень (возможно, администратор). Найти самостоятельно я бы его все-равно не смог, ибо он располагался в квартире обычного жилого дома и не имел никаких опознавательных знаков. В момент заселения чувак, заведовавший хостелом, сообщил, что свободных мест в номере, который я бронировал, нет и предложил другой по более высокой цене. Я категорически отказался доплачивать и вообще наехал на него, после чего он сдался с заселил меня в тот номер по цене бронирования. Несмотря на не очень хорошую уборку, смешной интерьер и отсутствие уверенности в свежести постельного белья, хостел мне показался весьма симпатичным, ибо блуждания за день немного вымотали.
На следующий день я перебрался в другой хостел, поближе к центру, в котором жили какие-то африканцы. Главный символ Гуанчжоу - кантонская башня наиболее прикольно выглядит вечером. Подниматься на нее я не стал, ибо заплатить 30 usd за то, чтоб посмотреть сверху на дымку - чистой воды безумие.
А еще здесь расположен самый крупный в мире радиорынок. Несмотря на то, что все товары с него можно купить на всем известных сайтах, посетителей на нем очень много. В особенность любят тот рынок арабы, которые, по всей видимости, покупают там преимущественно кондиционеры.
После двух дней забегов по Гуанчжоу отправился дальше - на север Китая и впоследствии в Екатеринбург исключительно по земле, но это уже другая история).