В структуре грузового парка нашей страны весьма значительное место занимает «большая европейская семерка». Это, прежде всего, тягачи Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, DAF, Iveco и Renault, а также их автомобили на шасси которых устанавливают различные надстройки.
На российском рынке грузовой техники эти марки занимают места в первой десятке. При суммарном объеме рынка грузовой техники РФ среднего и тяжелого класса более 80 тысяч автомобилей, грузовики этой «семерки» имеют весьма солидную долю в 25,5 тыс. штук. В рейтинге популярности европейцы занимают весьма высокие места: Volvo – 3 место, после КАМАЗа и ГАЗа, Scania – 4-e, MAN – 5-e, Mercedes-Benz – 6-e, DAF также вошел в первую десятку. Лишь Iveco и Renault оказались во втором десятке (12 и 13 места соответственно). Их показатели намного лучше, чем китайских, японских и корейских грузовиков данного класса техники.
Конечно, для марок европейской семерки недосягаемым конкурентом является отечественный КАМАЗ. Сравните, если в прошлом году камских грузовиков продано 27, 6 тыс. штук, то это оказалось больше суммарного показателя всех европейцев (25,5 тыс.).
Несколько лет назад, начиная тесное сотрудничество с немецким автопроизводителем Daimler AG, руководство отечественного автоконцерна строило грандиозные планы по занятию весомой доли в той части рынка грузового транспорта, где, как раз, были сильны европейцы. Так, планировалось, что 20% рынка тягачей займет модель КАМАЗ-5490.
Сегодня есть возможность оценить – сбылись ли амбициозные планы? Фактически, модель КАМАЗ-5490, построенная на узлах Mercedes-Benz, стала лидерской моделью в сегменте. В прошлом году было продано 5259 этих автомобилей. Опубликованная статистика нам предоставляет возможность сравнить с конкурентами. Констатируем, что у отечественной модели практически полутора- двух кратный отрыв от основных европейских конкурентов.
Табл. 1 КАМАЗ-5490 и его конкуренты
Модель, продажи 2019 г, шт.
КАМАЗ 5490 - 5 259
Mercedes-Benz Actros - 3 882
Volvo FH - 3 709
MAN TGX -2 556
DAF XF - 2 476
Volvo FM - 1 929
Таким образом, новой модели КАМАЗа удалось оторваться от основных конкурентов, но все-таки накал преследования и ситуация на рынке такова, что фактически главные европейские модели «дышат в затылок».
Хотя по прогнозам европейских компаний 2020 год будет еще более тяжелым, из-за общей экономической ситуации, и в частности из-за утильсбора, поэтому ценник на модели европейской «семерки» вырастит.
Но именно в это трудное и непростое время отечественный автогигант запускает серийное производство новой модели. И вот в этом случае интересно проанализировать, сможет ли эта знаковая новинка потеснить представителей «большой семерки»? Посмотрим на заявляемые технико-эксплуатационные характеристики нового грузовика.
На многих презентациях, которые проводил в разных городах РФ отечественный автогигант, выставлялся для ознакомления седельный тягач КАМАЗ-54901 и шторный полуприцеп НЕФАЗ-93341-0340201-08.
Представители автопроизводителя обычно указывали на большой запас топлива (1400 л.), что важно для междугородних и международных поездок, на новую просторную кабину с высокой крышей и шириной 2,5 м и ровным полом, в которой водителю будет комфортнее в дальних рейсах и при ожидании на таможне.
Но все же интереснее другое. КАМАЗ-54901 – это новое поколение камских грузовиков К5. Магистральный тягач имеет колёсную формулу 4х2. Он оснащён новым рядным 6-цилиндровым двигателем KAMAЗ-910, вписывающимся в нормы «Евро-5», 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач ZF. Передние и задние тормоза – дисковые. Ресурс автомобиля составляет 1,2 млн. км пробега.
Автомобиль достаточно экономичен, расход топлива 30 л на 100 км. Также увеличены межсервисные интервалы (до 120 тыс. км.), вдобавок повышенный ресурс (до 1,2 млн. км) позволит в результате снизить общую стоимость владения автомобилем.
Надеемся, что все заявленные характеристики будут подтверждены в условиях реальной эксплуатации у грузоперевозчиков.
Также разработано постпродажное предложение сервисного контракта на три года. В сервисный контракт входят полное обслуживание и ремонты автомобиля в течение трёх лет или 540 тыс. км, эвакуацию до ближайшего сервисного центра КАМАЗ, абонентскую плату за систему мониторинга ИТИС-KAMAZ, гарантированный обратный выкуп по цене не менее 50% остаточной стоимости.
Вот такой новый автомобиль Камского автогиганта выходит на рынок. Станет ли этот проект успешным, к которому КАМАЗ шел несколько лет в партнерстве с Daimler AG, разрабатывая новый дизельный движок с Liebherr, подготавливая свои производственный мощности к серийному выпуску новинки? Пока судя по характеристикам осторожно скажем, это достойное предложение для перевозчиков. А рынок расставит все на свои места.