Одна из лучших отечественных экранизаций - многосерийный телевизионный художественный фильм по роману Вениамина Каверина. Прекрасная телепостановка с великолепными актерами. Режиссер картины - Виктор Титов, мастер телевизионного кино. Это он снял такие хорошо известные отечественному зрителю телефильмы, как "Отпуск за свой счет", " Жизнь Клима Самгина". Его талантливая, ироничная и вместе с тем грустная, философская экранизация пьесы немецкого драматурга Штраля "Адам женится на Еве" - картина, заслуживающая отдельного разговора. Ну и самая, пожалуй, известная работа Виктора Титова - телевизионный художественный фильм " Здравствуйте, я ваша тётя!".
Но сейчас речь об экранизации "Открытой книги". Как известно, сюжет строится вокруг главной героини Татьяны Власенковой, прообразом которой стала Зинаида Ермольева - создатель первого советского пенициллина. В книге и, соответственно, в фильме показан сложный мир науки, где есть место не только поиску, подвижничеству, благородству, но противостоящему всему этому карьеризму, ретроградству, бездарности, зависти.
В фильме сыграли блестящие актеры. Совершенно гениальный Владимир Басов в роли отца-негодяя главной героини. Олег Табаков в роли карьериста, а местами просто подлеца, блистателен. Георгий Тараторкин, Олег Янковский, Елена Соловей, Юрий Богырев, Нина Ургант, Леонид Неведомский, Всеволод Сафонов - перечислять можно ещё, настолько развита сюжетная линия и так много интересных актеров занято в картине.
И только один вопрос у меня, как у зрителя, возникает по ходу картины. Это вопрос относительно главной героини, детство, юность и молодость которой играет замечательная Наталья Дикарева. Она, её игра - несомненное открытие, почему-то прошедшее незамеченным нашим кинематографом, режиссерами. Её искренние, сильные эмоции, чистота и цельность образа, который она создала, подкупают. Дикарева показала свою героиню волевой, целеустремленной, бескомпромиссной, беззаветно преданной науке. И вдруг неожиданное и труднообъяснимое решение авторов картины - после пяти, если не ошибаюсь, серий в роли Власенковой вместо Натальи Дикаревой появляется Ия Саввина, актриса хорошая, талант которой неоспорим, но уж слишком резок был переход от образа, созданного Дикаревой к образу Саввиной.
Долго думала, что так мешает и даже коробит в новой Власенковой. И сама удивилась, когда поняла. Прежде всего, голос. Специфический голос Ии Сергеевны иногда воспринимается раздражающе. Мною, во всяком случае. В данном случае он после нескольких серий с Натальей Дикаревой резал ухо. Переход от молодой актрисы к более чем зрелой, а, главное, совершенно ДРУГОЙ Саввиной был разительно контрастирующим. Известно немало примеров, когда в многосерийных фильмах, охватывающих большой временной промежуток, менялись исполнители ролей. Обычно это происходило на этапе перехода из детства в юность. Но чтобы поменять актрису, играющую уже взрослую героиню, - очень странный ход. Не понятно, чем руководствовался режиссер, когда отказался применить привычные приемы взросления и старения персонажа. Фильм только выиграл бы от того, что от начала и до конца главную героиню сыграла бы Дикарева.
Актерская карьера Натальи Дикаревой в дальнейшем не сложилась. Объяснения этому нет. Она снялась еще в нескольких картинах, в основном, в небольших и эпизодических ролях, всю свою жизнь проработав затем на "Ленфильме" монтажером.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.