Найти тему
Издательство "Гангут"

Роковая ошибка старшего механика

Сборник "Гангут" вновь возвращается к трагическим страницам истории Таллинского перехода кораблей Балтийского флота в августе 1941 года.

На этот раз читатели имеют возможность познакомиться с воспоминаниями ещё одного из непосредственных участников этой операции - командира БЧ-1 штабного корабля "Вирония" Д.В. Куприянова.

В них достаточно подробно описаны последние дни пребывания этого корабля в Таллине, начало похода и его гибель на неприятельских минах в районе мыса Юминданина.

Дмитрий Васильевич Куприянов родился 2 июля 1919 года в г. Новочеркасске, Ростовской области. В 1937 году закончил 10 классов средней школы в г. Калинине и в том же году поступил на штурманский факультет Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. По окончании 27 июня 1941 года сначала находился в распоряжении военного совета Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), а 15 июля был назначен вахтенным командиром на штабной корабль "Вирония", где спустя ровно месяц стал командиром штурманской боевой части (БЧ-1). После гибели корабля спасшегося с него Д.В. Куприянова направили на сторожевой корабль "Пионер", который также вскоре (27 сентября 1941 год) погиб от ударов авиации противника. При этом сам Дмитрий Васильевич получил тяжелое ранение левого бедра и после излечения выписался из госпиталя на Урале с инвалидностью.

Как владевшего английским языком, Д.В. Куприянова некоторое время привлекали для работы с союзниками в Москве. С 1948 по 1952 год, сначала штурманом 22-го дивизиона тральщиков, а затем до апреля 1953 года - в качестве флагманского штурмана 2-й бригады траления 4-го Балтийского флота, он участвовал в боевом тралении. В 1954 году Д.В. Куприянову присвоили очередное звание капитана 2 ранга. В периоды до и после окончания службы в бригаде траления и вплоть до увальнения в запас по болезни в августе 1959 года он занимался преподавательской деятельностью в различных учебных заведениях Балтийского флота.

Скончался Д.В. Куприянов 27 декабря 2001 года.

Среди наград Дмитрия Васильевича - два ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали "За боевые заслуги" и "За оборону Ленинграда".

По окончании в 1941 году штурманского факультета Высшего Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе меня сначала назначили помощником командира катера типа МО-4, затем, в середине июля - вахтенным командиром штабного корабля "Вирония", а спустя ровно месяц я получил повышение, став на нем командиром БЧ-1.

До этого "Вирония" являлась грузопассажирским судном водоизмещением около 4000 т, с энергетической установкой, состоявшей из одной паровой машины и огнетрубных паровых котлов. Имела она вооружение в виде двух 37 - 47-мм (на носу и корме) автоматических пушек иностранного производства (то ли "Браунинг", то ли "Эрликон") и двух счетверенных пулеметов "Максим", установленных по бортам на шлюпочной палубе около капитанского мостика.

Поскольку к этому времени, в результате стремительного наступления немцев, главная база Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) Таллин оказалась в опасности, а вскоре и вовсе блокированной, то руководству флотом пришлось с берегового командного пункта перейти на корабли. Непосредственно командование КБФ переехало на сторожевой корабль (посыльное судно) "Пиккер". Но поскольку места на ней едва хватало для оперативного отдела штаба флота, то остальных его технических работников, среди которых оказалось много женщин, разместили в пассажирских каютах на борту "Виронии", стоявшей у стенки Минной гавани Таллина.

После этого вселения у трапа корабля было постоянное движение: пешие курьеры, мотоциклисты, легковые автомобили. Иной раз на глаза попадался и сам командующий КБФ вице-адмирал В.Ф. Трибуц, н опочему-то одетый в обычный флотский китель без нашивок, что коробило нас, молодых командиров: "Боится снайперов".

Командовал штабным кораблем "Вирония" капитан 3 ранга Виктор Борисович Ростик. Кроме него и меня, лейтенанта, были ещё три офицера - замполит с нашивками старшего лейтенанта, командир БЧ-2 в звании старшего лейтенанта и командир БЧ-5, толстоватый капитан-лейтенант.

К концу августа немцы подошли в Таллину и, обойдя город восточнее, вышли к берегу Финского залива, продолжая наступление в сторону Нарвы и далее. В их тылу оставались также острова Эзель и Даго, полуостров Ханко. Таллин немцы не трогали, берегли, не сбрасывали на него бомб и не обстреливали артиллерией. Не бомбила авиация и портовые сооружения. В то же время стоящие на рейде и в гаванях корабли постоянно подвергались бомбежкам и артиллерийским обстрелам.

Особенно запомнился день 24 августа, когда немецкая авиация атаковала на таллинском рейде крейсер "Киров". В налете участвовало 18 самолетов. Большой корабль удачно маневрировал на тесном рейде, активно отстреливался от противника. Одиннадцать атак пикировщиков, да еще при отсутствии в небе нашей авиации, не дали немцам результатов, в то же время несколько их самолетов было сбито.

В двадцатых числах августа на "Виронию" прибыло "пополнение" - сотрудники прокуратуры, трибунала, журналисты. Среди них находился Николай Михайловский, написавший позже книгу "Таллинский дневник", в которой некоторые эпизоды описаны довольно верно.

© Д.В. Куприянов

Продолжение статьи в выпуске №43 сборника "Гангут"