Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О прозвищах кораблей в советском военно-морском флоте. Окончание.

О прозвищах кораблей в иностранных флотах я писал в предыдущей статье здесь . Обратимся теперь к нашему. Во-первых, хочу сразу предупредить. На разных форумах в комментариях под сходными темами некоторые пишут, что это чушь и лично они с таким не сталкивались. Обычная попытка свой личный опыт спроектировать на всё явление. Флот слишком велик, чтобы кто-то мог знать о нём всё. Я написал уже 550 статей на флотскую тему и при подготовке каждой узнаю кучу нового :)

Итак, начнём. Сначала о прозвищах типов кораблей в нашем флоте. Как тут не вспомнить про атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 667А под общим названием "Иван Вашингтон"? Внешне они были исключительно похожи на американские лодки типа "Джордж Вашингтон", что тут же и отметили наши флотские остряки. Заметили это и американцы, поскольку по НАТОвской классификации эти наши лодки назывались "Янки" :)

Были подводные лодки, которые называли "раскладушки". За то, что их силуэт с поднятыми пусковыми контейнерами крылатых ракет напоминал эту раскладную кровать с поднятым подголовником

Самые большие наши ракетные лодки проекта 941 (тип "Акула") удостоились прозвища "водовозы" благодаря неимоверному количеству балластной воды, составляющему почти половину их подводного водоизмещения .

-2

Были также лодки проекта 949А, к котрым относился и погибший "Курск". Из-за характерного округлого корпуса они звались "батоны".

Эти сторожевики строились по проекту 50, на флотском жаргоне – "полтинник"

-3

Реже их называли "зверями", поскольку большому количеству присвоили имена диких животных.

Ракетные катера проекта 206МР у нас в бригаде называли "горбатыми" из-за характерного наклона верхней части ходовой рубки вперёд, образующего как бы горб. На снимке это хорошо видно:

-4

Вот этот катер при разделе достался Украине, поэтому на нём такой бортовой номер. Но мне попалось и такое, что "горбатыми" называли свои корабли проекта 205П моряки-пограничники.

В своё время большие охотники за подводными лодками (БО) разных типов метко именовались «бобиками»

-5

Более грубая кличка, судя по комментарию на одном из форумов, была дана на Камчатке пограничным кораблям ледокольного типа пр. 97П - "бабуины". Другой вариант: "утюги". ПСКРы проекта П1124 на Камчатке прозвали "мотоциклы" из-за очень короткого времени на их приготовление к бою и походу. Вроде мотоцикла: лягнул ногой по кик-стартеру и поехал.

Даже гидрографические суда имели свои клички. На Северном флоте в Мишуково ГиСу пр. 861 называли "рысаками". Пр. 860 неблагозвучно: "окурок или огрызок, обрубок".

Были и прозвища или клички, присваиваемые кораблям за их технические особенности или происшествия с их участием.

Так, финский броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен», послуживший и в нашем флоте под названием "Выборг", дразнили "Ваней-Маней". А ещё довольно непристойно, "Лукой Мудищевым". Почему, нетрудно догадаться по фотографии:

-6

Вы такую мачту на столь небольшом корабле редко где увидите.

Подводную лодку с титановым корпусом из-за высокой его цены прозвали "Золотой рыбкой". К-19, прославившаяся жуткими авариями, именовалась "Хиросимой". А ещё была мода называть корабли и ПЛ в том числе разными комсомольцами -"Курский комсомолец" или там ещё какой. Неудивительно, что лодку 613 проекта, забравшуюся в шведские терводы и безнадёжно севшую там на камни тут же прозвали "Шведский комсомолец".

Линкор "Октябрьская революция", бывший "Гангут", ласково называли "Октябрина". И более неласково - "Вокзал", из-за непрерывно голосящей на все окрестности корабельной трансляции.

Ну, а просто искажений названий имеется вагон и маленькая тележка. "Одарённый" - "Одуренный", "Прозорливый" - "Прожорливый", "Резвый" и "Рьяный" обзывались соответственно "Трезвый" и "Пьяный" . И нет этому конца. Уж про "Кузю"-то все слыхали, но практически каждое название имело свой дубликат.

И похоже, что такое поветрие стало широко расползаться уже в семидесятые-восьмидесятые годы, раньше это было менее распространено. Что ж, народ стал дюже грамотный и креативный, а давно известно - как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Стоит ли удивляться падению морской культуры, если ты свой "Проворный" называешь "Проворованный"? Как говорится, капля камень точит, а вся служба концентрируется в заветном буквосочетании: ДМБ.