Найти тему

«Красная Армия всех сильней»: сломанные крылья

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 Туполвеа. Ничего подобного тогда ни одна армия мира не имела, не говоря уж про количество этих машин в РККА.
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 Туполвеа. Ничего подобного тогда ни одна армия мира не имела, не говоря уж про количество этих машин в РККА.

Эта статья продолжение небольшой серии, в которой я упоминаю про некоторые события перед Второй Мировой войной в нашей стране, которые оказали существенное влияние на боеспособность Красной Армии.

В первой статье речь шла про артиллерию, а сейчас хочется поговорить про авиацию.

Огромными усилиями в СССР смогли создать самую мощную в мире военную авиацию. Как качественно, так и количественно превосходящую авиацию всех стран мира вместе взятую.

В первой половине 30-х годов советские заводы выпускали отечественные машины на уровне лучших мировых образцов, да ещё и в немалых количествах. Можно, конечно, объяснить наше первенство тем, что все остальные страны просто не тратили средства на такую дорогую «игрушку» как военная авиация и имели парк самолётов, по своим характеристикам мало отличающихся от тех, что воевали в Первую Мировую. Но это не важно.

Чего не смогли сделать в СССР, так это создать свою моторостроительную школу и все авиамоторы были иностранной разработки. Что нам сильно «аукнулось» в годы войны. Но зато самолёты создавали свои, и в 30-е годы сложилась собственная советская школа самолётостроения. Существовали две конструкторские «империи». Одна во главе с Поликарповым, строившая лучшие (на тот момент) истребители и разведчики. Вторая во главе с Туполевым, создававшая большие самолёты: бомбардировщики и транспортники. Некоторые историки считают, что такая монополизации мешала развитию, так как не было конкуренции и маленькие КБ не могли развиваться. С одной стороны, это так, хотя и мелкие КБ существовали и свои проекты реализовывали.

Истребитель И-16 Поликарпова. Когда-то он уверенно претендовал на звание лучшего истребителя в мире.
Истребитель И-16 Поликарпова. Когда-то он уверенно претендовал на звание лучшего истребителя в мире.

В любом случае, при всех возможных недостатках, Красная Армия имела отличные самолёты. Однако, на рубеже 40-х годов стала вырисовываться неблагоприятная картина. Находившиеся в производстве самолёты уже устарели, и лучшим образцам машин потенциального противника не соответствовали. А новых ещё не было и их надо было срочно создавать.

Принятые решения иначе как странными не назовёшь. Вместо того, чтобы всячески помочь уже существующим КБ, все они были расформированы.

«Империи» Туполева прекратила существовать. По сложившейся уже традиции часть туполевских бригад превратили в «шарашки», то есть они работали за решеткой. Остальные работали самостоятельно.

С КБ Поликарпова история другая. Его раздробили на несколько групп. Причём во главе некоторых новых КБ поставили людей, которые отнюдь не проявили себя ранее как инженеры-конструкторы, но зато кто-то являлся близким родственником Микояна или Кагановича. У кого-то были ещё какие-то «заслуги». Все эти КБ доводили «до ума» различные проекты самолётов Поликарпова.

Самого же Поликарпова практически лишили производственной базы и возможности доводить свои собственные проекты.

Истребитель Поликарпова И-180.  А ведь если бы его «довел до ума», то он бы мог унаследовать славу И-16.
Истребитель Поликарпова И-180. А ведь если бы его «довел до ума», то он бы мог унаследовать славу И-16.

Стоит ли после этого удивляться, что значительная часть планируемых машин так и не была создана.

Буквально в последний момент успели запустить в серию штурмовик Ил-2. Но вообще-то изначально планировались совсем другие машины на эту роль, с совсем другими характеристиками. Так же в последний момент переделали тяжёлый истребитель во фронтовой бомбардировщик, иначе бы Красная Армия вообще осталась без такого класса самолётов. Тяжелого стратегического бомбардировщика своего у РККА так и не было в войну.

С истребителями история же вообще грустная, поскольку планируемый «Истребитель Сталина» так и не смог взлететь, а те, что приняты на вооружение были, так и не смогли стать достойными противником немецкому «Мессершмитту».

Таких фото советских асов много. Обидно, что самолёт, на котором они летали — это американская «Кобра». Своего у нас для асов не нашлось.
Таких фото советских асов много. Обидно, что самолёт, на котором они летали — это американская «Кобра». Своего у нас для асов не нашлось.

Тему я продолжу, так что не забудьте подписаться на мой канал.

Так же рекомендую вам прочитать предыдущую статью:

«Красная Армия всех сильней»: чудо-пушки