Надеюсь вы согласитесь, что процесс развития Императорского флота Японии в первой половине ХХ века характеризовался особой плановостью и продуманностью действий, что не может не вызывать уважение. Согласитесь, если еще в начале века японский флот строился по принципу «чем больше, тем лучше» и полностью зависел от судостроительных возможностей Великобритании и других стран, то опыт русско-японской войны, уроки Первой мировой войны во-первых, заставили перейти к полному удовлетворению своих потребностей в боевых кораблях за счет своей экономики. Во-вторых, при этом как раз и проявилась та самая плановость, о которой было сказано в начале – в первую очередь разрабатывалась концепция применения флота и его структура, и под эту концепцию и структуру строились боевые корабли. Как известно, «Программу 6-6» (как следствие уроков русско-японской войны) вскоре сменила Программа «8-4», а затем и «Программа 8-8». В свете этого плановая закладка и строительство специальных учебных кораблей для подготовки кадров флота представляется вполне обоснованным и практичным решением. Характерно, что в то время редкий флот стран мира мог себе такое позволить, чаще всего готовя экипажи на устаревших и выведенных из боевого состава кораблях. Предлагаем в нашей статье познакомиться именно с такими кораблями - с учебными крейсерами типа «Катори», построенными в конце 30-х годов прошлого века.
Данные крейсера были заложены в соответствии с так называемой «Третьей программой по замене», при реализации которой Япония практически перестала соблюдать какие-либо ограничения и договорные обязательства. В это же время было начато строительство большого количества боевых кораблей, так всем известные линкоры типа «Ямато» также были заложены в рамках данной программы. Не удивительно, что понимая необходимость в масштабной подготовке экипажей для новых кораблей, появились и учебные крейсера. Рассматривая боевые возможности крейсера типа «Катори» изначально надо быть готовым к тому, что здесь не будет описаний мощных залпов за горизонт, перечислений торпедных залпов на сверхдальние дистанции или данных о сверхточных попаданиях по воздушному противнику. По первоначальному проекту корабли предназначались для подготовки летчиков морской авиации (пилотов гидросамолетов), младших артиллерийских специалистов и штурманов.
Этим и обуславливается: относительно слабое вооружение из 140-мм орудий (всего 4 пушки); относительное «разношерстное вооружение: 140-мм орудия, 127-мм орудия, 25-мм автоматы, торпедные аппараты, гидросамолет; смешанная конструкция главных механизмов: два главных турбозубчатых агрегата и два дизеля; не высокая (для конца 30-х годов ХХ века) скорость хода (всего около 18 узлов). Итак, познакомимся поближе с этим «учебным оборудованием».
Основным вооружением крейсеров типа «Катори» были 140-мм/50 орудия «тип 3 мод.А2», размещенные в двух двухорудийных башенных установках. Особенностью данных орудий было то, что это были стандартные для японских боевых кораблей пушки, которые устанавливались практически на всех кораблях флота: от линкоров типа «Исэ», «Нагато» до легкого крейсера типа «Юбари» и др. В 20-е годы именно калибр в 140-мм был признан наиболее подходящим для японских кораблей (заменив в этой роли орудия 152-мм калибра, доставшиеся в «наследство» от британских партнеров) и, соответственно, было разработано данное орудие.
Официальное название этих орудий среднего калибра звучало как 50 калибер 3 нендо сики 14 цм канон. Пушку приняли на вооружение 24 апреля 1914 года, конструктором орудия был известный инженер Хада, а первым кораблем, получившим такие орудия, стал линкор «Исе». В 1918 году пушка была модернизирована в качестве орудия «тип 3» и начала устанавливаться на линкорах. На линкорах эти орудия монтировались на лафетах тумбового типа, обеспечивающем углы склонения/возвышения от – 7 до +35 градусов – что позволяло достигать дальнобойности до 19750 м. Планировалось такими орудиями вооружить большое количество новых линкоров (типа «Кии», «Амаги» и др.), поэтому промышленностью было выпущено значительное количество таких орудий, впоследствии установленных на кораблях Императорского флота и береговых батареях.
На крейсерах типа «Катори» орудия устанавливались в двухорудийных башнях (стволы находились в общей люльке), таких же, как на легком крейсере «Юбари». Вес одного орудия с затвором составлял около 5600 кг, в то же время вес всей двухорудийной установки – 47,5 т. Башенная установка защищалась 10-мм броней и имела угол возвышения до +30 градусов, обеспечивая максимальную дальность стрельбы орудия на 19100 м.
Отметим, что на том же «Юбари», а также на так называемых «5500-тонных крейсерах» типа «Тенрю», «Кума», «Нагара», «Сентай» эти же орудия устанавливались в одноорудийных щитовых установках, обеспечивая при этом немного меньшую дальность стрельбы (15800 м – за счет меньшей высоты размещения над уровнем моря).
Скорострельность орудий данного типа в среднем достигала 6 (для башенных) и до 10 (для одиночных) выстрелов в минуту, в тоже время непосредственно для орудий «Катори» справочники приводят значения – 4 в/минуту, что вполне понятно, учитывая процесс обучения комендоров. Для стрельбы использовались осколочные, осветительные, учебные и противолодочные (с 1943 года) боеприпасы. Боезапас орудий на крейсерах типа «Катори» составлял 90 выстрелов на ствол.
По мнению экспертов, данные орудия были достаточно удачными артиллерийскими системами, не имели явных недостатков, и, следовательно, были широко распространены на флоте, так что выпускники-комендоры находили свое применение. Достаточно только сказать, что на 17 легких крейсерах японского флота (без учета «Катори» и его систершипов) размещалось более 100 таких орудий, так что желающие могут подсчитать количество артиллеристов, необходимых для их обслуживания.
Второй «учебной партой» крейсеров типа «Катори» для японских комендоров стала 40 калибер 89 ники 12,7 цм канон - 127-мм/40 пушка типа 89 мод.А1., которая также была достаточно распространенной орудийной системой на кораблях Императорского флота Японии. В качестве подтверждения можно вспомнить линкоры типа «Нагато», которые были оснащены именно данными артиллерийскими системами, авианосцы типа «Дзуйкаку», а также линкоры типа «Ямато» - именно такие универсальные 127-мм/40 орудия составляли основу противовоздушной обороны этих авианосцев и сверхлинкоров.
Типовым вариантом размещения считалось установка двух орудий на одном лафете со щитом, именно так данные орудия устанавливались на крейсерах «Катори», и на ЛК, и на АВ. При этом на «Ямато» их прикрыли внушительными стальными башеноподобными щитами, которые реально не имели принципиальных отличий от более легких и компактных орудий крейсеров.
Вращение двухорудийной 127-мм/40 артустановки осуществлялось электромотором с возможностью ручного поворота, заряжание пушек обеспечивалось при любых углах возвышения. При заряжании использовалось полуавтоматическое устройство: при выстреле силой отдачи сжимались пружины досылателя, и заряжающему было достаточно вложить в лоток следующий патрон. Для стрельбы использовались унитарные боеприпасы, вес патрона – 34,3 кг. Скорость наведения по горизонтали достигала 6 градусов в секунду, по вертикали – 12 градусов. Углы обстрела достигали -150/+150 градусов от диаметральной плоскости.
Теоретическая скорострельность достигала 14 выстрелов в минуту, но практическая зависела от физических возможностей расчета, состоящего из 11 номеров. Дальнобойность орудия по горизонтали составляла 13200 м, по вертикали – 8100 м. Вес орудийной установки - 24,5 т. Эффективный радиус действия осколочного снаряда составлял в среднем 18,8 м, шрапнельного – 27 м. Боезапас к данным универсальным пушкам на крейсерах типа «Катори» составлял 150 выстрелов на ствол. Японцы считали данную артсистему не только универсальной, но и идеальной, к единственному недостатку которой относили невысокую скорострельность.
Кроме перечисленных в «батарее» «Катори» и его «систершипов» имелась еще одна известная артсистема, количество стволов которой на кораблях японского Императорского флота неуклонно увеличивалось в течение всей войны, следовательно постоянно требовались и расчеты к ним.
Это была 25-мм/60 автоматическая пушка типа 96 мод.1 - 96 сики 25 мм I гата – основная зенитная пушка японского флота Второй мировой. В начале своей карьеры крейсера типа «Катори» имели по 4 таких орудия (2х2), затем это количество было увеличено до 8 стволов на «Катори», 30 стволов на «Касии» и 38 стволов на «Касиме».
25-мм автоматическая пушка считалась неплохой артсистемой, ее практическая скорострельность достигала – около 110-120 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы составляла 7500 м, максимальная дальность по высоте – 5200 м, в тоже время эффективная дальность огня была гораздо меньше – 3000 м. Спаренные установки имели электропривод (с возможностью ручного наведения), расчеты спаренных установок орудий состояли из 7 номеров.
Вес установки составлял 1100 кг, масса унитарного боеприпаса – 0,6 кг. Боезапас составлял 2200 снарядов на ствол и подавался из погребов в обоймах по 15 снарядов, которые хранились в специальных стальных ящиках около установок.
Для времени своего создания и на момент установки на КР типа «Катори» данные зенитные автоматы считались вполне удовлетворительным оружием, отвечающим поставленным задачам. Однако по мере совершенствования техники и тактики американской авиации становились все менее и менее пригодными для противовоздушной обороны кораблей в ближней зоне. Несмотря на электропривод, скорость наведения спаренных была низкой; прицелы орудий не были приспособлены для стрельбы по скоростным целям; а недостаточный вес снаряда и малая дальность стрельбы не обеспечивали эффективного поражения пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев противника. И данные проблемы, вместе с отсутствием совершенных приборов управления зенитным огнем привели к плачевным последствиям для японского флота, не смотря на огромное количество зенитных орудий на кораблях.
С другой стороны, количество зенитных орудий на советских эсминцах никогда не превышало 15-20 стволов (чаще даже меньше), однако количество кораблей активно действующих в зоне действия базовой авиации противника и уничтоженных с воздуха в открытом море невелико. А ведь сомневаться в профессионализме немецких летчиков никто не собирается. Но вернемся к «Катори».
Кроме орудий крейсера получили по 2 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата (ТА) типа 6. Решение достаточно спорное, особенно с учетом того, что полным ходом шло строительство новых ЭМ, КР (в том числе тяжелых), имеющих на вооружение 610-мм ТА. С другой стороны, особой разницы в отработке навыков расчета с ТА не было, да и расходовать уникальные ТА для кораблей «второй линии» было бы излишним.
Установленные на крейсерах данного типа ТА не имели щитов, централизованного управления, весили около 5,5 т и обеспечивали применение двух типов торпед: тип 6 (обр. 1918 года) и типа 95 мод.1 (обр.1937 года). Для наведения применялся электромотор (70 л.с.), ручное наведение рассматривалось как резервный вариант.
Торпеда типа 6 (обр.1918 г.) имела длину 6,84 м и массу 1,4 т, вес ВВ – 203 кг и контактный взрыватель. Пневматический двигатель мощностью 240 л.с. обеспечивал дальность плавания 7000 м при скорости хода 37 узлов (10000 м/32 узла, 15000 м/26 узлов). Применялась на КР типа «Тацута» и «Кума»
Торпеда типа 95 мод 1.(обр.1937 г.) была чуть длиннее (7,15 м) и тяжелее (1,6 т), вес ВВ – 405 кг. Парогазовый двигатель (310 л.с.) обеспечивал дальность плавания 9000 м при скорости хода 49 узлов (12000 м/45 узлов). Применялась на КР типа «Тацута» с 1939 г.
В ходе своей службы крейсерам не удалось применить свое торпедное оружие, более того в ходе последующих модернизаций ТА сняли, обеспечив возможность установки дополнительных зенитных автоматов и противолодочного вооружения. Однако можно с уверенностью сказать, что выпускники-торпедисты смогли доставить много «неприятных» моментов кораблям флота союзников.
Наконец, мы подошли к последнему компоненту «учебного оборудования» данных кораблей – авиационному вооружению. Напомним, что крейсера предназначались и для подготовки летчиком гидросамолетов, соответственно и несли необходимое оборудование. Кроме того, гидросамолеты были совсем не лишними как для реализации штабных функций, так и эскортных функций этих кораблей, которые им пришлось выполнять в ходе войны.
Основным авиационным оборудованием КР типа «Катори» являлась катапульта «Куре 2» мод 5. Катапульта устанавливалась в средней части корабля, длина балки катапульты составляла 17 м (рабочая длина – 15,4 м), запускаемый вес – 1700 кг. Пороховой заряд обеспечивал пусковую скорость самолета 26 м/с и ускорение до 2,5 g, что позволяло запускать самолеты вне зависимости от курса и скорости движения корабля.
На кораблях первое время (до октября 1942 г.) использовались гидросамолеты типа 0 мод.2 – Мицубиси F1M2 (союзное обозначение «Пит»). Это был достаточно передовой для своего времени гидросамолет-биплан – имел крыло эллиптической формы, для снижения лобового сопротивления центральный поплавок соединялся с фюзеляжем только одной профилированной стойкой с двумя подкосами. Бипланная коробка для облегчения базирования на кораблях складывалась поворотом консоли назад.
Самолет оснащался двигателем мощностью 875 л.с., имел размах крыльев 11 м. Масса пустого самолета составляла 1928 кг, нормальная взлетная -2550 кг. Скорость максимальная – 365 км/ч, потолок 9440 м, дальность полета – 730 км. Вооружение: 3-7,7- мм пулемета (2 синхронных и 1 турельный), 2 – 60 кг бомбы. Экипаж – 2 человека.
Данным самолетом оснащались ЛК типа «Конго», «Нагато», «Ямато», тяжелые КР типа «Аоба», «Такао», «Миоко», «Кину», где они использовались для ближней разведки и корректировки артиллерийского огня.
Осенью 1942 года данный самолет был заменен на гидросамолет тип 2 – Накадзима А6М2-N (созданный на основе всем известного «Зеро»). Это уже был не корректировщик, а «поплавковый» истребитель (союзное обозначение «Руфь»), и от истребителя «Зеро» в первую очередь внешне отличался наличием главного поплавка цельнометаллической конструкции на месте подвесного топливного бака, двух стабилизирующих поплавков под консолями крыла, увеличенной площадью вертикального оперения и наличием дополнительного киля под хвостовой частью самолета.
Самолет оснащался двигателем мощностью 940 л.с., имел размах крыльев 12 м. Масса пустого самолета составляла 1921 кг, нормальная взлетная -2460 кг. Скорость максимальная – 436 км/ч, практический потолок 7960 м, дальность полета – 1150 км (максимальная – 1780 км). Вооружение: 2 – 20 мм пушки «тип 99-1 мод.3» (60 снарядов на ствол), 2-7,7-мм пулемета «тип 97» (500 патронов на ствол), имелась возможность подвески 2-30 кг или 1 – 60 кг бомбы. В ходе войны данные самолеты, как правило, действовали с островных авиабаз, и не были приспособлены для старта с корабельных катапульт, это вызывает некоторые сомнения по верности данной информации. Ведь если на КР «Катори» был кран для подъема гидросамолета с воды, но как его потом следовало размещать на палубе, так как обычно корабельные гидросамолеты не только запускались с катапульты, но и «хранились» на ней.
По другим данным, на КР типа «Катори» в период их службы использовался другой тип самолетов - гидросамолет типа 94 мод.1 – «Каваниси» Е7К1/Е7К2 (союзное обозначение «Эльф») – одномоторный цельнометаллический биплан с двухпоплавковым шасси. Именно эти самолеты в конце 30-х годов прошлого века стали основными корабельными разведчиками японского Императорского флота.
Самолеты оснащались двигателем мощностью 750 л.с.(Е7К2 – 879 л.с.), имели размах крыльев 14 м. Масса пустого самолета составляла 1970 кг (2100 кг), нормальная взлетная -3000 кг (3300 кг). Скорость максимальная – 235 (272) км/ч, потолок 7060 м, дальность полета – 1850 км (максимальная – 2460 км). Вооружение: 3-7,7- мм пулемета тип «92» (1 синхронный, 1 –на верхней турели, 1 – в нижнем люке), 4- 30 кг или 2 – 60 кг бомбы. Экипаж – 3 человека.
Самолеты этих типов несли службу не менее чем на 15 японских КР («Фурутака», «Микума», «Китаками», «Нагара» и др.), в том числе и на трех КР типа «Катори»; а также входили в состав авиагрупп гидроавианосцев «Титосэ» и «Тиёда». Боевое применение самолетов этого типа началось с 1937 года, во время войны в Китае, где они использовались как разведчики и корректировщики. К моменту вступления Японии во Вторую Мировую войну самолеты Е7К1 оставались только в учебных и вспомогательных частях, а Е7К2 до 1943 года продолжали выполнять боевые задачи корабельной разведки, противолодочного патрулирования и сопровождения конвоев, в последующем – использовались только в учебных целях.
Таким образом, следуют признать, что крейсера «Катори», «Касии», «Касима» смогли стать настоящей школой для большого количества различных военных специалистов, в первую очередь: летчиков, артиллеристов, торпедистов. По штату они были рассчитаны на размещение 90 кадетов каждый, но в условиях военного времени, думаю, эти нормативы вряд ли соблюдались.
И вероятно, наиболее верно будет оценивать боевые возможности этих крейсеров не в мощности бортового залпа, плотности зенитного огня или количестве авиавылетов в день. Именно подготовка и выпуск большого количества морских специалистов и являлись смыслом существования этих кораблей. Но судьба, как это часто бывает, распорядилась по другому.