Найти тему
Тайные знания Лилит

Как мир попал под чары мага Гурджиева

Оглавление

Источник фото: cyrillitsa.ru
Источник фото: cyrillitsa.ru

Начало истории ЗДЕСЬ

Завоевание столиц

В Москве и Санкт-Петербурге Гурджиев торговал коврами, вел прием клиентов и становился все более популярным как маг. В скитаниях своих он насмотрелся на экстатические пляски «безумных» афганских дервишей, в столицах -- на свободные танцы Айседоры Дункан, и обучал народ особым асинхронным движениям, позволявшим входить в транс и испытывать необычные переживания.

Вскоре он вступил в брак со своей ученицей Юлией Островской, девушкой из богатого шляхетского рода. Высокая, статная, величавая, она почти всегда молчала. Многие думали, что он женился на ней ради связей и денег. А для него жена стала тихим озером, в успокаивающую прохладу которого приятно окунуться после суматошного напряженного дня. Детей у них не было. Скорее всего, потому, что Гурджиев ни с кем не хотел делить ее любовь и внимание.

Жена Юлия. Источник фото: forum.postnagualism.com
Жена Юлия. Источник фото: forum.postnagualism.com

Под чарами

В 1915 году в Россию из поездки в Индию вернулся Петр Успенский, писатель, увлеченный восточной философией, очень романтичный и простодушный. Он охотно встретился с волшебником Гурджиевым. Гурджиев мгновенно уловил его ожидание чуда и сыграл на нем.

Источник фото: angliya.com
Источник фото: angliya.com

Говорили они в шумном московском кафе. Беседа прошла странно. Успенский отмечает в воспоминаниях, что не услышал от Гурджиева ни одной завершенной мысли, ни одной понятной фразы. Гурджиев откровенно врал ему про свои связи в высшем свете. Успенского смутил кавказский акцент собеседника -- настолько сильный, что казался искусственным. Озадачил внешний облик мага -- в пальто и шляпе он выглядел ряженым, ему бы -- бурнус, кинжал за пояс, феску на голову. И при всем своем критическом настрое Петр согласился прийти на занятие гурджиевского общества. По дороге Гурджиев жаловался, как дорого приходится платить за аренду помещения. А потом оказалось, что занятия проходят на бесплатной квартире, предоставленной городской управой одной из адепток Гурджиева как учительнице. Но ложь Гурджиева не вызвала у Петра Успенского протеста. Он попал под его чары, потому что маг нажал на нужную кнопку: «Я даю каждому человеку возможность освободить свою сущность от шелухи цивилизации и проявить своей гений. И он больше никогда не будет рабом!» Успенский ему доверился и стал его союзником, учеником и верным другом.

Гурджиев часто применял для манипуляций грубую ложь. Тех, кто ее проглатывал, он использовал как марионеток, и они слепо шли за ним. Те, кого ложь возмущала, слышали в ответ: «Я проверял вашу способность мыслить самостоятельно! Я вами горжусь!» Они чувствовали себя польщенными и шли за ним осознанно.

Великий режиссер театра жизни

Мир был для Гурджиева театром. Революция 1917 года -- великолепной сценой. Он покинул Москву с женой и двенадцатью преданными учениками. Среди них были супруги де Гартман -- известный композитор и певица. Через Ессентуки Учитель добрался с ними до Тифлиса. Компания везла с собой разрешение от большевиков «добывать золото скифов», громадный запас спирта, три аккордеона и набор плакатов -- от «Грабь награбленное!» и «Землю крестьянам!» до «Вся власть Учредительному собранию!» и «Бей большевистскую сволочь». По дороге они открывали Институты развития человека. Гурджиев гипнотизировал чиновников и бандитов, подобрал по дороге театрального художника де Зальцмана с женой-танцовщицей, прихватил семью своей сестры, вдохнул жизнь в умирающего от сыпного тифа ученика, потерял в суматохе фамильные драгоценности жены, получил с оказией собранные Успенским деньги.

И направил свой ковчег сначала в Константинополь, а потом через Берлин -- в Париж. И никого не обманул и не бросил. Он всегда отличался невероятной надежностью, был предан своим.

Розы Фонтенбло

С поразительнейшей легкостью Гурджиев собрал среди своих почитателей в Париже деньги и в 1922 году купил роскошное поместье Приэре с розарием под Фонтенбло. Выписал к себе мать, брата и вторую сестру с племянниками и племянницами. Занялся нефтяным бизнесом и принялся за сумасшедшие деньги лечить и учить богатый народ под возвышенную музыку сфер, которую сочинял вместе с де Гартманом.

В 1923 году Гурджиев перевернул Париж выступлениями учеников в театрах на Елисейских полях. Специально обученные юноши и девушки читали мысли зрителей, рисовали задуманных публикой животных и танцевали под фантастический трагикомический джаз поразительные танцы, когда руки, ноги и тело движутся рассогласованно и вопреки всякой логике. По команде Гурджиева музыка прекращалась, ученики замирали в самых невероятных позах и пребывали в них до тех пор, пока не теряли сознание. В гробовой тишине слышался только стук падающих тел. И занавес опускался.

Затем он поставил пророческий спектакль про смертельную битву двух магов, смысл которого стал ясен, когда разразилась Вторая мировая война.

Французские газеты публиковали сенсационные рассказы о «новом культе» и «черном маге», который в своем поместье управлял «покорными овцами» из высшего общества и заставлял их работать по двенадцать часов в сутки в условиях, на которые не согласился бы ни один рабочий. Гурджиев был в полном восторге. Ему подчинялись, его превозносили, он купался в роскоши.

Продолжение ЗДЕСЬ

Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"