39,4K подписчиков

Вивариум

1,4K прочитали

(он же "Виварий", Vivarium, 2019, Ирландия)

Вновь увидев на одном постере Айзенберга и Путс, я невольно подумал, а не скороспелый ли это сиквел "Искусства самообороны" - фильма, где эта парочка тоже снялась вместе в прошлом году.
Вновь увидев на одном постере Айзенберга и Путс, я невольно подумал, а не скороспелый ли это сиквел "Искусства самообороны" - фильма, где эта парочка тоже снялась вместе в прошлом году.

Спору нет: завязка "Вивариума" получилась очень даже в духе Стивена Кинга, не знаю, стремились к этому авторы фильма, или оно само так вышло. И всё же странный, на первый взгляд, показ вначале документальной съёмки, где подброшенный в гнездо кукушонок выкидывает оттуда других птенцов, настораживает. Похоже, это намёк на то, что нам предстоит увидеть в дальнейшем, однако не слишком ли он красноречив? Тем более, что дальше тоже есть сцена с мертвыми птенцами, которые выпали из гнезда явно не по своей воле.

Впрочем, ладно. Если авторы боятся, что загаданные ими загадки окажутся для нас чересчур сложными, возможно, они правы - всё равно, пока мы сами это не проверим, не узнаем... Так что там дальше-то, после мини-передачи "В мире животных"?
А дальше мы видим обычную парочку Тома и Джеммы, всё ещё не в браке и бездетную, но подыскивающая себе отдельный домишко для проживания. Что и привело её в одну подозрительную фирму под названием
Yonder, продающую типовые коттеджи где-то за городом.

Почему вдруг подозрительную?
Да потому что любой нормальный человек при встрече с её бзиканутым риэлтором Мартином поостерегся бы иметь с ним дела и поскорее слинял бы оттуда. Но наши голубки, несмотря на то, что оба уже не в девушеско-юношеском возрасте, оказались феноменально наивными и совершенно не насторожились. Более того, согласились поехать с Мартином в коттеджный поселок
Yonder, дабы осмотреть рекламируемые им домики собственными глазами.

Скромный ужин аристократа. По представлению пролетариата, разумеется.
Скромный ужин аристократа. По представлению пролетариата, разумеется.

И, конечно, ничем хорошим эта поездка для Тома и Джеммы не закончилась.
Или, строго говоря, она вообще для них не закончилась. Потому что в процессе демонстрации одного из особняков Мартин - какое вероломство! - взял и испарился бесследно. После чего его растерянным несостоявшимся клиентам только и оставалось, что вернуться в свою машину и уехать из посёлка.

Однако не тут-то было!
Неожиданно выяснилось, что куда бы они ни поехали, на какую бы улицу ни свернули, вскоре она снова приводила их к тому самому дому №9, который показывал им сгинувший Мартин.
А вокруг, куда ни кинь взор, аж до самого горизонта простирались кварталы абсолютно одинаковых коттеджей. И - ни единой живой души кроме наших многострадальных Тома и Джеммы...

Короче говоря, первая половина "Вивариума", это сплошной набор художественных достоинств, нежданчиков и интригующих тайн. Но вот вторая...
Увы, но едва некий третий персонаж, который однажды появится в доме №9, разовьётся до определенной точки, вам сразу станет очевидно, чем вся эта история закончится. Настолько очевидно, что вы скукситесь от уныния, а запомнившийся пролог с кукушонком эту очевидность лишь укрепит.

Это было воистину суровое детство. Никаких ему игрушек. Никаких книг. А вместо "Губки Боба" и "Лунтика" его заставляли смотреть по телевизору документальные пособия о методиках Хольцмана и Роршаха.
Это было воистину суровое детство. Никаких ему игрушек. Никаких книг. А вместо "Губки Боба" и "Лунтика" его заставляли смотреть по телевизору документальные пособия о методиках Хольцмана и Роршаха.

И едва это случится, как "Вивариум" тут же превратится из саспенистого триллера в банальную до зевоты тягомотину. И ни в целом неплохая игра Айзенберга и Путс, ни продолжающаяся череда каких-то событий больше не подогревают ваш интерес к творящемуся на экране. Ибо вы уже доподлинно знаете, каковыми будут итоговый расклад сюжета и финальная сцена. А именно такими они и будут, не сомневайтесь. По крайней мере если вы любите фантастику (неважно, кино или книги), то в данном конкретном случае ваше вангование наверняка сбудется на 100%.

***

В общем, как и недавняя испанская "Платформа", этот социально-фантастический триллер тоже не назовёшь плохим. Потому что и аллегории он рисует внятные, и сатирические отсылки к нынешней действительности подаёт меткие.
Однако, если "Платформа" страдала чересчур зияющими недосказанностями, то здесь диаметрально обратный случай: слишком уж рано на зрителя выливают ушат недвусмысленных намёков. Отчего вся сюжетная интрига выдыхается задолго до финала, и вторая половина картины видится попросту лишней, да вдобавок затянутой.
И всё же, как ни крути, но есть у "Вивариума" своё фантастическое очарование, благодаря чему он вам надолго запомнится, даже если вы остались от него не в восторге. Какое-никакое, но тоже достоинство, спору нет.

Трейлер фильма: