(он же "Виварий", Vivarium, 2019, Ирландия)
Спору нет: завязка "Вивариума" получилась очень даже в духе Стивена Кинга, не знаю, стремились к этому авторы фильма, или оно само так вышло. И всё же странный, на первый взгляд, показ вначале документальной съёмки, где подброшенный в гнездо кукушонок выкидывает оттуда других птенцов, настораживает. Похоже, это намёк на то, что нам предстоит увидеть в дальнейшем, однако не слишком ли он красноречив? Тем более, что дальше тоже есть сцена с мертвыми птенцами, которые выпали из гнезда явно не по своей воле.
Впрочем, ладно. Если авторы боятся, что загаданные ими загадки окажутся для нас чересчур сложными, возможно, они правы - всё равно, пока мы сами это не проверим, не узнаем... Так что там дальше-то, после мини-передачи "В мире животных"?
А дальше мы видим обычную парочку Тома и Джеммы, всё ещё не в браке и бездетную, но подыскивающая себе отдельный домишко для проживания. Что и привело её в одну подозрительную фирму под названием Yonder, продающую типовые коттеджи где-то за городом.
Почему вдруг подозрительную?
Да потому что любой нормальный человек при встрече с её бзиканутым риэлтором Мартином поостерегся бы иметь с ним дела и поскорее слинял бы оттуда. Но наши голубки, несмотря на то, что оба уже не в девушеско-юношеском возрасте, оказались феноменально наивными и совершенно не насторожились. Более того, согласились поехать с Мартином в коттеджный поселок Yonder, дабы осмотреть рекламируемые им домики собственными глазами.
И, конечно, ничем хорошим эта поездка для Тома и Джеммы не закончилась.
Или, строго говоря, она вообще для них не закончилась. Потому что в процессе демонстрации одного из особняков Мартин - какое вероломство! - взял и испарился бесследно. После чего его растерянным несостоявшимся клиентам только и оставалось, что вернуться в свою машину и уехать из посёлка.
Однако не тут-то было!
Неожиданно выяснилось, что куда бы они ни поехали, на какую бы улицу ни свернули, вскоре она снова приводила их к тому самому дому №9, который показывал им сгинувший Мартин.
А вокруг, куда ни кинь взор, аж до самого горизонта простирались кварталы абсолютно одинаковых коттеджей. И - ни единой живой души кроме наших многострадальных Тома и Джеммы...
Короче говоря, первая половина "Вивариума", это сплошной набор художественных достоинств, нежданчиков и интригующих тайн. Но вот вторая...
Увы, но едва некий третий персонаж, который однажды появится в доме №9, разовьётся до определенной точки, вам сразу станет очевидно, чем вся эта история закончится. Настолько очевидно, что вы скукситесь от уныния, а запомнившийся пролог с кукушонком эту очевидность лишь укрепит.
И едва это случится, как "Вивариум" тут же превратится из саспенистого триллера в банальную до зевоты тягомотину. И ни в целом неплохая игра Айзенберга и Путс, ни продолжающаяся череда каких-то событий больше не подогревают ваш интерес к творящемуся на экране. Ибо вы уже доподлинно знаете, каковыми будут итоговый расклад сюжета и финальная сцена. А именно такими они и будут, не сомневайтесь. По крайней мере если вы любите фантастику (неважно, кино или книги), то в данном конкретном случае ваше вангование наверняка сбудется на 100%.
***
В общем, как и недавняя испанская "Платформа", этот социально-фантастический триллер тоже не назовёшь плохим. Потому что и аллегории он рисует внятные, и сатирические отсылки к нынешней действительности подаёт меткие.
Однако, если "Платформа" страдала чересчур зияющими недосказанностями, то здесь диаметрально обратный случай: слишком уж рано на зрителя выливают ушат недвусмысленных намёков. Отчего вся сюжетная интрига выдыхается задолго до финала, и вторая половина картины видится попросту лишней, да вдобавок затянутой.
И всё же, как ни крути, но есть у "Вивариума" своё фантастическое очарование, благодаря чему он вам надолго запомнится, даже если вы остались от него не в восторге. Какое-никакое, но тоже достоинство, спору нет.