Найти в Дзене
ОВЕН СИЛА

Фильтры как способ продления жизни привода.

Преобразователь частоты (ПЧ) – сложное электрическое устройство, необходимое для регулирования скорости вращения асинхронных и синхронных двигателей. В современном приводе преобразователи частоты занимают одну из важнейших позиций. Без ПЧ сложно представить нашу жизнь, ведь именно благодаря преобразователям частоты к нам в квартиру поступает вода, регулируются скорость движения лифта в наших подъездах, зачастую преобразователи частоты устанавливаются в строительные краны и грузоподъёмные машины и так далее.

Преобразователь частоты имеет большую ценность для нашего общества, так как он облегчает жизнь людям, но с его применением связаны некоторые сложности, про которые мы сегодня поговорим.

Итак, существует две основных проблемы преобразователя частоты:

  • В состав преобразователя частоты входят выпрямитель и инвертор, которые вносят помехи в сеть.
  • На выходе преобразователя частоты мы имеем не синусоиду, а ШИМ-модуляцию.

Обе эти проблемы негативно сказываются на сроке службы оборудования. Первую проблему решают входные фильтры, вторую выходные. Рассмотрим какими бывают фильтры и в каких целях они ставятся.

Ток и напряжение  на двигателе без применения дополнительных фильтров
Ток и напряжение на двигателе без применения дополнительных фильтров
Структура преобразователя частоты с входными и выходными фильтрами
Структура преобразователя частоты с входными и выходными фильтрами

Входные фильтры:

  • Дроссели - это большие накопители электрической энергии, которые помогают сгладить ток на входе преобразователя. Такой тип входного фильтра устраняет помехи большой частоты, тем самым обеспечивая защиту сети и устройства. На рисунке ниже зелёным показан ток сети без использования входного дросселя, а синим с ним.
Однофазный и трёхфазный входные дроссели
Однофазный и трёхфазный входные дроссели
Ток сети с использованием фильтра и без
Ток сети с использованием фильтра и без
  • ЭМИ – фильтр, в свою очередь, решает другую проблему - проблему излучения помех в окружающее пространство. Целью данного фильтра является обеспечение минимального уровня электромагнитных помех для корректной работы других устройств
ЭМИ – фильтр
ЭМИ – фильтр

  • Фильтр dU/dt – по сути, такие же дроссели, но устанавливаемые на выходе преобразователя. Обеспечивают более плавное нарастание тока двигателя, продлевая его срок службы. Но данный фильтр не обеспечивает гладкое нарастание напряжения.
Ток и напряжение на двигателе при применении фильтра dU/dt
Ток и напряжение на двигателе при применении фильтра dU/dt
Однофазный и трёхфазный фильтр du/dt
Однофазный и трёхфазный фильтр du/dt

  • Синус – фильтримеет в своём составе помимо дросселей ёмкостной элемент (конденсатор), который решает проблему скачкообразного нарастания напряжения. Данный фильтр является улучшенной версией фильтра du/dt, но имеет большие размеры и цену.
Трёхфазный синус - фильтр
Трёхфазный синус - фильтр
Ток и напряжение на двигателе при применении синус-фильтра
Ток и напряжение на двигателе при применении синус-фильтра

Трёхфазное ферритовый овал
Трёхфазное ферритовый овал
  • Синфазный фильтр - является аналогом ЭМИ - фильтра, устанавливаемого на выход преобразователя. Целью синфазного фильтра так же является устранение помех вокруг преобразователя. Представляет собой железный сплав (феррит), в который продеваются провода

В итоге входные дроссели, фильтр du/dt и синус фильтр помогают сгладить пиковые значения токов и напряжений, что положительно сказывается на сроке службы изоляции. А синфазный фильтр и ЭМИ фильтр поглощают помехи, излучаемые преобразователем частоты, а это положительно сказывается на сроке службы работы не только самого привода, но и оборудования, работающего по соседству. А для приводов большой мощности установка фильтров является обязательной.