Найти тему

"Ирония судьбы" - почему эта картина стала русским народным фильм.

Почему мы под Новый год вот уже столько лет, смотрим этот фильм. Женщины под его звуковой фон режут салат оливье, мясное и рыбное ассорти к новогоднему столу. А мужики , выполнив всю грубую физическую работу, на законном основании , присев на диванчик, потягивают пивко в качестве аперитива. Или могут соточку , другую накатить для поднятия новогоднего настроения.

Вот в других странах ведь тоже есть свои новогодние фильмы,которые обязательно показывают по ТВ в новогодний вечер. В США очень популярны в этот день "Один дома" , "Эта замечательная жизнь " и "Крепкий орешек". В Англии та же "Эта замечательная жизнь" и "Реальная любовь". Во Франции главный новогодний фильм "Дед Мороз — отморозок" 1982 года. В нем есть все: дама, застрявшая на Новый год в лифте, мужчина-трансвестит, попавший не в те гости, парочка невменяемых операторов телефона доверия и пьяница, подрабатывающий Дедом Морозом на улицах. В Чехии с 1965 г. главный новогодний фильм советский "Морозко". Страны разные и фильмы разные.

Вот что такого в нашей "Иронии судьбы" , если этот фильм по праву можно считать русским народным ? Чего такого авторы задели в русской душе, что его вот уже скоро 50 лет смотрят, смотрят и смотрят.

О чем этот фильм ? Простой русский мужик, холостой, ни разу не женатый, живет с мамой, папы нет, 36 лет, врач-травматолог пошел с друзьями под Новый год в баню. Это сразу характеристика главному герою. Значит, он родился перед самой войной, отец, скорее всего, на фронте. Мать, скорее всего учительница, в одиночку его подымала, жили в какой-нибудь коммуналке в центре.Получили новую квартиру в Тропарево. В школе он учился в суровое послевоенное время, бурная дворовая жизнь, так что никаким маменькиным инфантилом, как некоторые комментаторы его считают, он не является. Инфантила зачморили бы во доре. А потом мединститут, учеба на хирурга. Там тоже инфантилизм выветривается с первым посещением морга. Да, не женился. Но тут как повезет. Если сразу не получилось, то потом это принимает хроническую форму. И лень, и возможностей для свободного мужчины масса разнообразных, а потому и особой жажды к браку не возникает. Но мама хочет внуков и появляется Галя.

В общем, пошел обычный русский мужик с друзьями в баню.

А баня для русского мужика - это святое. Вот Рязанов с Брагинским ,скорее всего не русские люди. Потому что русский человек никогда не вставил бы в диалоги рассуждения насчет того, зачем нужна баня,если можно помыться в ванной.В бане русский человек душой и телом отдыхает. Может выпить.

А дальше пошли приключения.Что немцу смерть, то русский человек даже закусывать не станет. Ни после первой, ни после второй. Погрузили его уставшего по ошибке в самолет и отправили в Ленинград. Туда он благополучно прилетел. Его разбудили. На автомате, сконцентрировав всю силу воли,поймал такси, доехал до своего дома, в лифте поцеловал собаку, открыл дверь, быстро сходил в туалет, снял штаны и культурно улегся на свою тахту спать. Цель была только одна - быстро лечь спать.

И ведь он и дальше не растерялся, когда оказалось,что он в другом городе и на чужой тахте без штанов перед возмущенной хозяйкой квартиры. Тут же закрутил роман с хозяйкой. Хотя у нее и есть жених.

-3

Вот она хозяйка и ее жених. Оба страшные лицемеры. Вот поглядите, как она деланно радуется флакончику духов, а он вспоминает во сколько они ему обошлись. Вот это совершенно не русские люди.

Русская женщина не стала бы так лицемерить перед нелюбимым человеком и не метаться от одного к другому. Вот представьте Мордюкову, истинно русскую женщину, в такой ситуации, куда бы она Ипполита направила после того , как с Женей уже целовалась ? Вот то-то.

А наша женщина сердцем чует. Ее не обманешь. И Ипполит тоже не русский человек. Немец какой-то. Все у него по полочкам разложено. Шаг вправо,шаг влево - расстрел. И к тому же ревнивый. Но ревнует как-то так, не по нашему, по-немецки. На совесть старается Наде давить. Наш сразу в глаз бы заехал, потом прощения просил , и ведь любить после этого его стали бы только больше.

-5

А Ипполит попытался стать русским человеком. Напился, как Женя. Но не то. Фальшь чувствуется. Русский человек он пьяный веселый и буйный, а этот грустный и тихий. Хотя Женя оценил эту его попытку, даже пожалел.

И ведь нет у русского зрителя в большинстве своем особой симпатии к этой Наде в изображении иностранки. Вот ведь какую фигу Рязанов зрителю подложил. Пригласил на роль главной героини русского народного фильма иностранку. А тем более полячку. А как поляки к русским относятся все знают. Это и в фильме чувствуется. У нее какое-то отстраненное отношение от партнеров. И от Мягкова и от Яковлева.

"Не ешь, Женя, козленочком станешь." Но Женя, русская душа, не  может вот так запросто обидеть человека, сказав ему правду про этот салат.
"Не ешь, Женя, козленочком станешь." Но Женя, русская душа, не может вот так запросто обидеть человека, сказав ему правду про этот салат.

Но у русского человека внезапная любовь к иностранке не может кончиться благополучно. Никогда бы Нонна Мордюкова или Валентина Талызина этого Женю от себя не отпустила, трупом бы легла в дверях, шубу с шапкой спрятала, но оставила бы Женю у себя. А он бы только и рад был бы,что за него кто-то такое решение принял. А иностранка отпустила его. Ни к чему это, да и спать уже хочется. Ну, а Женя, видя такое ее отношение, и сам навязываться не стал. У него Галя в качестве запасного варианта имеется.Та девушка решительная и без комплексов.Не иностранка.

А дома уже и друзья ждут, опохмелиться принесли.Настоящие русские люди.Понимают,что человек болеть будет после такой пьянки. И очень им Женя рад.
А дома уже и друзья ждут, опохмелиться принесли.Настоящие русские люди.Понимают,что человек болеть будет после такой пьянки. И очень им Женя рад.

Правда, иностранка почему-то веник привезла ему в Москву. Непонятно зачем. Все равно ведь не останется. Жене завтра на работу, там Галя отношения начнет выяснять и с Женей , и с Надей.

И никуды-то ты ,милок, от меня не денесся.
И никуды-то ты ,милок, от меня не денесся.

А там и Наде надо уезжать в Ленинград, со своим классом на каникулах по музеям, театрам ходить. И все. Сначала будут перезваниваться, потом переписываться. А там и Ипполит с Галей все довершат.

Так в чем же загадка этого фильма ? Его , так сказать, нескончаемая магия. , Что встретились два одиночества, разожгли у дороги костер ? Так таких банальных мелодрам вагон и маленькая тележка. Смешные приключения пьяного мужика ? И смешнее фильмы были. Музыка,песни, стихи , ранее неизвестные широкому зрителю ? Так потом такие фильмы с песнями и стихами косяком пошли. А ничего подобного нет. Новогодняя сказка для одиноких мужчин и женщин, у которых "вся жизнь впереди- надейся и жди" ? Так и с более оптимистичной, законченной концовкой, чем с этим открытым финалом, фильмы имелись.

Почему же фильм о пьяных похождениях зрелого,холостого хирурга, которые привели к образованию любовного треугольника в котором счастья нет, вызывает такую зрительскую привязанность ? А вот не знаю. Великая сила искусства, когда все сошлось и количество превратилось в качество. Ткнули авторы наугад в русскую душу, а она и отозвалась. Наверное, это качество русской души - всех жалеть и надеяться на самый хороший исход вопреки самым безнадежным обстоятельствам.

Пишите комментарии

Ставьте лайки

Подписывайтесь на наш канал.