Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Советские автомобили. Почему не пошёл в серию ГАЗ-53Ф?

Здравствуйте, уважаемый друг! Горьковские грузовики третьего поколения проектировали без привязки к использованию в военное время — это явилось главной их особенностью. Возможно, этим объясняется разнообразная цветовая гамма, отличающая машины этого поколения от ранее выпускавшихся в тёмно-зелёном цвете защитного оттенка. Первым грузовиком третьего поколения на Горьковском автозаводе стал ГАЗ-53Ф — подарок к очередному партийному съезду, созданный из того, что было. Как появился ГАЗ-53Ф? Испытанные в течение лета и осени ташкентским пробегом ГАЗ-53Ф поставили на конвейер в 61-м году в виде опытно-промышленной партии численностью 25 машин. Испытания были суровыми: сельские просёлки и их заболоченные участки, пески и пустыни, горные серпантины и перевалы с разряжённым воздухом, магистрали Подмосковья и деревенское бездорожье Горьковской области. Минимальный пробег каждого образца превышал 10 тысяч километров. По задумке конструкторов он должен был комплектоваться деревянной грузовой п
Оглавление
ГАЗ-53Ф. Источник: https://www.silver.ru/upload/LoadedImages_2015/gaz-53f_9_4.jpg
ГАЗ-53Ф. Источник: https://www.silver.ru/upload/LoadedImages_2015/gaz-53f_9_4.jpg

Здравствуйте, уважаемый друг!

Горьковские грузовики третьего поколения проектировали без привязки к использованию в военное время — это явилось главной их особенностью. Возможно, этим объясняется разнообразная цветовая гамма, отличающая машины этого поколения от ранее выпускавшихся в тёмно-зелёном цвете защитного оттенка. Первым грузовиком третьего поколения на Горьковском автозаводе стал ГАЗ-53Ф — подарок к очередному партийному съезду, созданный из того, что было.

Как появился ГАЗ-53Ф?

Испытанные в течение лета и осени ташкентским пробегом ГАЗ-53Ф поставили на конвейер в 61-м году в виде опытно-промышленной партии численностью 25 машин. Испытания были суровыми: сельские просёлки и их заболоченные участки, пески и пустыни, горные серпантины и перевалы с разряжённым воздухом, магистрали Подмосковья и деревенское бездорожье Горьковской области. Минимальный пробег каждого образца превышал 10 тысяч километров.

По задумке конструкторов он должен был комплектоваться деревянной грузовой платформой с тремя откидными бортами. Шасси без грузовой платформы предназначалось для установки различных специальных надстроек для народного хозяйства и армии от фургонов и самосвалов, до цистерн и мусоровозов.

ГАЗ-53Ф - подарок коллектива Горьковского автозавода к 22 съезду КПСС. Источник: https://karopka.ru/upload/iblock/fd8/photo_9_1451524374.jpeg
ГАЗ-53Ф - подарок коллектива Горьковского автозавода к 22 съезду КПСС. Источник: https://karopka.ru/upload/iblock/fd8/photo_9_1451524374.jpeg

Из-за отсутствия серийного двигателя новой конструкции и мощности (производственные мощности ЗМЗ-53 ещё только строились) в качестве энергетической установки на ГАЗ-53Ф был применён шестицилиндровый рядный мотор довоенного образца, мощность которого была увеличена за счёт применения нового процесса сгорания топлива, давшего двигателю название — форкамерно-факельный. Конструкция была предложена исследовательским институтом и явилась вынужденной мерой в существующей безвыходной ситуации.

Расчётные характеристики модернизированного двигателя позволили заявить грузоподъёмность автомобиля на шоссе 3,5 тонны, на просёлке — 3 тонны, что при практической эксплуатации подтверждено не было, так как даже три тонны на шоссе для него оказалось много.

На конвейере ГАЗ-53Ф. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=r56FgeZ8B04
На конвейере ГАЗ-53Ф. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=r56FgeZ8B04

Несмотря на общий дизайн кабины, капота, крыльев и передка у первого газона 53-й серии были индивидуальные черты, отличающие его от собратьев, выпущенных позднее:

  • Передок формовался из одного листа, центральную часть которого занимала решётка радиатора в виде горизонтально вытянутого шестиугольника с одиннадцатью прорезями.
  • Фары располагались под специфическими «надбровными дугами», переходящими в горизонтальный брус облицовки, разделённой на три части двумя группами рёбер жёсткости, в каждой из которых было по три ребра.
  • В средней части бруса (на верхней его полке) располагалась выштамповка с эмблемой грузовиков, выполненной в виде стилизованной аббревиатуры «ГАЗ».
Внешность ГАЗ-53Ф. Источник: https://data.cars.photo/59/df/ca03f868c712/social/4837-gaz-53f.jpg
Внешность ГАЗ-53Ф. Источник: https://data.cars.photo/59/df/ca03f868c712/social/4837-gaz-53f.jpg
  • Круглые фары обрамлялись накладкой в виде пятиугольника со скруглённым верхним углом.
  • Подфарники располагались ниже фар на формованном выступе, напоминающем щит, имели круглую форму и выпуклое сферическое стекло.
  • Автомобиль комплектовался одним зеркалом заднего вида от ГАЗ-51.

Какими решениями ГАЗ-53Ф отличался от ГАЗ-51?

Горьковскими специалистами был успешно применён господствующий в мировом автопроме дизайн кабины и передка машины.
Свободная цельнометаллическая кабина и диван для водителя и пассажира — характерные решения того времени — улучшили эргономические показатели рабочего места водителя.
Удлинённая рама с базой 3,7 м позволила применить кузов большего объёма.

На шасси ГАЗ-53Ф строили фургоны для мебели. Источник: https://cdn.fishki.net/upload/post/201404/03/1257716/5_13.jpg
На шасси ГАЗ-53Ф строили фургоны для мебели. Источник: https://cdn.fishki.net/upload/post/201404/03/1257716/5_13.jpg
Форкамерно-факельный двигатель характеризовался теоретическими приемлемыми показателями, выдавал 82 л.с. на 72-м бензине, но не соответствовал существующей культуре производства и эксплуатации. В наше время, возможно, он прижился в производстве и эксплуатации, но тогда не пришёлся ко двору.
Новая КПП с косозубыми шестернями и синхронизированными высшими передачами была модернизированным вариантом 51-й модели.
Гипоидную главную передачу ещё не научились делать, поэтому применили мост ГАЗ-51 с главной парой от 63-го газона, что улучшило динамику автомобиля со слабым мотором.
Хлебный фургон на шасси ГАЗ-53Ф. Источник: https://i.wheelsage.org/pictures/g/gaz/53f_s_hlebnym_furgonom_bztm/gaz-53f_s_hlebnym_furgonom_bztm.jpeg
Хлебный фургон на шасси ГАЗ-53Ф. Источник: https://i.wheelsage.org/pictures/g/gaz/53f_s_hlebnym_furgonom_bztm/gaz-53f_s_hlebnym_furgonom_bztm.jpeg
Концы рессор, увеличенной длины, прикрепили к раме посредством кронштейнов с подушками из резины, что исключило места смазки. Передний мост оснастили телескопическим амортизаторами.
Шины большего размера (8,25-20”) установили на усиленные диски с тремя равномерно расположенными отверстиями.
В тормозной системе применили гидровакуумный усилитель.

В течение шести лет ГАЗ-53Ф выпускали мелкими париями. Несмотря на значительные технические преимущества, отличавшие его от серийно выпускавшегося ГАЗ-51А, он не заменил его. Изначально созданный переходной моделью, включающей в себя старые и новые узлы, эксплуатация которых породила новые технические решения, ГАЗ-53Ф стал носителем агрегатов будущих моделей 52-й и 53-й серии.

Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь. Впереди много интересного!

Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.