Здравствуйте, уважаемый друг!
Горьковские грузовики третьего поколения проектировали без привязки к использованию в военное время — это явилось главной их особенностью. Возможно, этим объясняется разнообразная цветовая гамма, отличающая машины этого поколения от ранее выпускавшихся в тёмно-зелёном цвете защитного оттенка. Первым грузовиком третьего поколения на Горьковском автозаводе стал ГАЗ-53Ф — подарок к очередному партийному съезду, созданный из того, что было.
Как появился ГАЗ-53Ф?
Испытанные в течение лета и осени ташкентским пробегом ГАЗ-53Ф поставили на конвейер в 61-м году в виде опытно-промышленной партии численностью 25 машин. Испытания были суровыми: сельские просёлки и их заболоченные участки, пески и пустыни, горные серпантины и перевалы с разряжённым воздухом, магистрали Подмосковья и деревенское бездорожье Горьковской области. Минимальный пробег каждого образца превышал 10 тысяч километров.
По задумке конструкторов он должен был комплектоваться деревянной грузовой платформой с тремя откидными бортами. Шасси без грузовой платформы предназначалось для установки различных специальных надстроек для народного хозяйства и армии от фургонов и самосвалов, до цистерн и мусоровозов.
Из-за отсутствия серийного двигателя новой конструкции и мощности (производственные мощности ЗМЗ-53 ещё только строились) в качестве энергетической установки на ГАЗ-53Ф был применён шестицилиндровый рядный мотор довоенного образца, мощность которого была увеличена за счёт применения нового процесса сгорания топлива, давшего двигателю название — форкамерно-факельный. Конструкция была предложена исследовательским институтом и явилась вынужденной мерой в существующей безвыходной ситуации.
Расчётные характеристики модернизированного двигателя позволили заявить грузоподъёмность автомобиля на шоссе 3,5 тонны, на просёлке — 3 тонны, что при практической эксплуатации подтверждено не было, так как даже три тонны на шоссе для него оказалось много.
Несмотря на общий дизайн кабины, капота, крыльев и передка у первого газона 53-й серии были индивидуальные черты, отличающие его от собратьев, выпущенных позднее:
- Передок формовался из одного листа, центральную часть которого занимала решётка радиатора в виде горизонтально вытянутого шестиугольника с одиннадцатью прорезями.
- Фары располагались под специфическими «надбровными дугами», переходящими в горизонтальный брус облицовки, разделённой на три части двумя группами рёбер жёсткости, в каждой из которых было по три ребра.
- В средней части бруса (на верхней его полке) располагалась выштамповка с эмблемой грузовиков, выполненной в виде стилизованной аббревиатуры «ГАЗ».
- Круглые фары обрамлялись накладкой в виде пятиугольника со скруглённым верхним углом.
- Подфарники располагались ниже фар на формованном выступе, напоминающем щит, имели круглую форму и выпуклое сферическое стекло.
- Автомобиль комплектовался одним зеркалом заднего вида от ГАЗ-51.
Какими решениями ГАЗ-53Ф отличался от ГАЗ-51?
Горьковскими специалистами был успешно применён господствующий в мировом автопроме дизайн кабины и передка машины.
Свободная цельнометаллическая кабина и диван для водителя и пассажира — характерные решения того времени — улучшили эргономические показатели рабочего места водителя.
Удлинённая рама с базой 3,7 м позволила применить кузов большего объёма.
Форкамерно-факельный двигатель характеризовался теоретическими приемлемыми показателями, выдавал 82 л.с. на 72-м бензине, но не соответствовал существующей культуре производства и эксплуатации. В наше время, возможно, он прижился в производстве и эксплуатации, но тогда не пришёлся ко двору.
Новая КПП с косозубыми шестернями и синхронизированными высшими передачами была модернизированным вариантом 51-й модели.
Гипоидную главную передачу ещё не научились делать, поэтому применили мост ГАЗ-51 с главной парой от 63-го газона, что улучшило динамику автомобиля со слабым мотором.
Концы рессор, увеличенной длины, прикрепили к раме посредством кронштейнов с подушками из резины, что исключило места смазки. Передний мост оснастили телескопическим амортизаторами.
Шины большего размера (8,25-20”) установили на усиленные диски с тремя равномерно расположенными отверстиями.
В тормозной системе применили гидровакуумный усилитель.
В течение шести лет ГАЗ-53Ф выпускали мелкими париями. Несмотря на значительные технические преимущества, отличавшие его от серийно выпускавшегося ГАЗ-51А, он не заменил его. Изначально созданный переходной моделью, включающей в себя старые и новые узлы, эксплуатация которых породила новые технические решения, ГАЗ-53Ф стал носителем агрегатов будущих моделей 52-й и 53-й серии.
Понравилась публикация — нажимайте «палец вверх», комментируйте, подписывайтесь. Впереди много интересного!
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.