До середины шестнадцатого века термы Диоклетиана, которые сегодня выходят на площадь Республики, представлялись лишь грандиозным древним наследием.
Но в 1561 году Папа Пий IV Медичи (1559-1565), по настоянию сицилийского священника Антонио Ло герцога решил построить церковь в Терме.
Это было поручено 86-летнему Микеланджело. Великий художник спроектировал церковь, интегрируя священное здание в термальные ванны, не изменяя римскую структуру прямоугольного зала длиной более 90 метров.
Для апсиды использовался открытый бассейн с холодной водой термального комплекса. Фасад, с его уникальной вогнутой формой из кирпича, является одной из древних абсидов калидариума терм.
18 февраля 1564 года, после смерти Микеланджело, работа была продолжена Якопо Дель Дуке, его учеником и внуком Антонио Ло Дука.
От входа вы вступаете в круглый вестибюль. В центральной части термнаходится зал с восемью колоннами из красного гранита и высокими сводами.
На прекрасном полу, вы можете полюбоваться Меридианом или Линией Клементина, которая была открыта в октябре 1702 Папой Климентом XI и Франческо Бьянчини.
Солнечные часы на полу имеют большую бронзовую линию, вставленную в мраморную полосу, растянутую примерно на 45 метров. По бокам линии, с инкрустацией из полихромного мрамора, справа представлены знаки зодиака летних и осенних созвездий, а слева-весенние и зимние.
Лучи солнца, проникая в центр герба Климента XI, проходит в течение года по всей линии, начиная от рака до Летнего Солнцестояния и достигая Козерога до зимнего солнцестояния, далее они совершают обратный путь.
На протяжении веков базилика претерпела несколько изменений, в том числе в 1750 году, когда был создан фасад на площади Пьяцца Эседра – сегодня площадь Республики, автор Луиджи Ванвителли.
В 1911 году ванвителлианский фасад на площади Эседра был снесен, и была восстановлена впечатляющая ниша калидария с римскими кирпичами. Однако это вмешательство сделало церковь менее заметной, поэтому ее часто ошибочно принимают за развалину.
В 1998 году муниципалитет Рима подарил базилике новый орган, созданный Бартоломео Форментелли, ремесленником Вероны.
В 2001 году итало-американский художник Нарцисс Квебек, ученик де Кирико, установил на потолке базилики стеклянный купол.
Внутри церкви организована интересная постоянная выставка, которая с помощью графиков, рисунков и красивых черно-белых подписных фотографий рассказывает об истории терм Диоклетиана и их превращении в церковь Микеланджело.