Палаццо Сенаторио стоит на руинах двух римских зданий: храма Вейове и Табулария. Храм Вейовефу, построенный в 196 году до нашей эры. и перестроен в первой половине 1-го века до нашей эры.
Штаб-квартира консерватории располагалась в здании рядом с Палаццо Сенаторио, отремонтированным в середине пятнадцатого века и перестроенным в 1561 году в его нынешнем виде по проекту Микеланджело Буанаротти.
История Палаццо Сенаторио
История Палаццо Сенаторио началась между XII и XIII веком. Новая резиденция муниципалитета и римского сената была построена на руинах Tabularium. За фасадом, построенным в шестнадцатом веке Джакомо делла Порта все еще видна структура Палаццо Сенаторио тринадцатого века.
Длинное, высокое здание было укреплено по углам более поздними опорными башнями. Был построен зал с портиками на первом этаже, датируемый между второй половиной двенадцатого и началом тринадцатого веков. Он разделен на два нефа с круглыми арками в кирпичной кладке. Сейчас здесь галерея Сикста IV.
Комната на первом этаже, где сенатор вершил правосудие, датируется учеными первой половиной тринадцатого века. Первоначально он был с колоннами, средневековыми ионическими капителями и круглыми кирпичными арками. Справа была большая круглая арка с двойным кольцом из кирпича, через которую был проход к этой части здания с будущей площади. Двери видны в Зале Юлия Цезаря.
В этой части была размещена великая древняя скульптура, сохранившаяся в Эседре Марка Аврелия и изображающая льва, который кусает лошадь (лев был символом Рима в средние века). Данное место называлось местом льва. Здесь зачитывались смертные приговоры, вынесенные сенатором.
Верхняя комната, где сенатор проводил встречи, а Генеральный совет заседания, имеет небольшие лоджии на колоннах.
Еще одна комната, датируемая последней четвертью тринадцатого века, была покрыта деревянной крышей, и украшена почти полностью впоследствии утраченными фресками с изображением геральдических гербов. К концу тринадцатого века на правой стороне фасада здания была построена двухэтажная лоджия, выходящая на будущую площадь и на улицу Виа дель Кампидоглио. Оно было завершено в 1299 году.
В четырнадцатом веке очередной Сенатор сделал окно между двумя башнями, чтобы наблюдать за казнями, которые проходили на соседнем холме Монте-Каприно.
На фасаде, покрытом с 14-го века гербами и фресками с геральдическими мотивами, были три поперечных окна, вырезанные в 1451 году Паоло ди Мариано.
В 16 веке Паоло III Фарнезе (1534-1549) решил изменить облик Капитолия. И доверил это Микеланджело. Проект Микеланджело только частично был осуществлен под его руководством.
После смерти Микеланджело (1564) фасад снова был изменен.
Его мы видим сегодня.