Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Балет – это искусство одиночек?

– Николай Максимович, можно сказать, что балет – это жестокое дело?

– Оно муторное, я бы так сказал, но не жестокое. Просто когда ты выходишь на определенный уровень в профессии, особенно в такой серьезной, как большое классическое искусство, серьезный спорт, цирк, когда ты под куполом летаешь или делаешь сложнейшие акробатические трюки, – конечно, ты становишься «рабом лампы». Ты должен постоянно следить за формой, за тем, чтобы все свои трюки, которые выполняешь на сцене, можно было бы разбудить – и ты сделаешь.

В балете сложность в том, что все самые сложные элементы приходятся на тот момент, когда организм уже очень устал, потому что, например, спортивное выступление длится несколько минут, а балет идет два с половиной, три часа. И получается, пока ты пришел на работу, подготовка, грим и так далее, то есть пять часов твой организм находится в экстремальном режиме. И под самый конец обычно самые тяжелейшие элементы. Здесь надо иметь концентрацию, сердце должно быть прокачено, кислород должен поступать. Потому эта профессия с каждым годом становится просто невыносимой, если ты являешься звездой, а не просто исполняешь небольшие роли.

Я много раз это говорил, что олимпийский чемпион, остается олимпийским чемпионом – навсегда, а Народный артист каждый день, должен выйти и доказать, что он Народный артист, потому что у него каждый день может быть «Олимпиада».

– Тем более балет всегда считался самым элитарным видом искусства…

– Ну нет, он просто дворцовый вид искусства. Опера и балет появились во дворце, они не появились на площади. Обычно ведь искусство появлялось там, а потом… Просто для того, чтобы это существовало, надо было вкладывать большие деньги, а это могли делать только князья, цари, короли.

– Скажите, а почему бытует такое мнение, что это самый конкурентный вид искусства?

– А потому что очень маленький век артиста. Вот, например, профессией журналиста можно заниматься даже когда 98 лет стукнет, и так почти в любой профессии. А вот балет, серьезное классическое исполнительство музыкальное, большой спорт и цирковое искусство, настоящая опера – это очень узкий век, и ты должен все успеть. Это я тоже много раз говорил, что если в 23 года ты не являешься мировой звездой, то – до свидания. А это очень тяжело сделать.

– Но все-таки есть в балете какая-то взаимовыручка, дружба?

– Я не знаю, я мало с кем общался, когда работал…

– Или это искусство одиночек?

– Нет, это не искусство одиночек, очень часто люди общаются, просто ты должен быть готов, что бывают разные ситуации. И еще не надо забывать, что очень много зависит от руководства, очень много зависит от подлости того человека, кто держит власть. Потому очень часто, а в последние время категорически так получилось, что всеми основными трупами управляют те люди, которые сами никогда не были звездами, которые сами были всегда «восьмой состав» или просто гротесковые артисты, то это и вызывает то, что они всегда предпочитают сталкивать людей лбами, для того чтобы пользоваться своей властью. Потому что, когда все хорошо, то они не нужны, им надо всегда подпитывать людей скандалами друг с другом, чтобы манипулировать.