Найти тему
Журнал не о платьях

"Маша может поставить меня на место своим "вынеси мусор". Модный режиссёр Василий Бархатов

С женой Машей. Источник фото: spletnik.ru
С женой Машей. Источник фото: spletnik.ru

Самый молодой и успешный оперный режиссер. Первую оперу в Мариинском выпустил в 22 года. Сейчас ему 36, и в его «портфолио» более 20 опер, модные ТВ-шоу Yesterday Live и «Призрак оперы» на Первом канале, художественный фильм «Атомный Иван» и крепкая мужская дружба со Шнуром.

В поколении моих родителей, даже если деньги зарабатывала жена, муж все равно распоряжался ими, сохраняя вид главы семьи. Я бы так не смог: если я не буду достаточно зарабатывать, я не смогу убедить семью, что я главный. А для меня это важно. Быть главным -- значит все время быть в движении и зарабатывать.

Сегодня каждый живет так, как ему удобней. Среди моих знакомых хипстеров много таких, про которых я ничего понимаю -- на что они живут, кто из них работает и в чем хеппенинг таких отношений?

Я выношу мусор, когда не забываю, но если забываю -- не чувствую себя виноватым. Когда жена укоряет меня, что я не могу поменять ей шины, я говорю: «Маш, ну ты же не сама будешь менять эти шины, это тебе сделают в сервисе!»

Я, наверное, консервативен. Считаю, что нужно ухаживать за женщиной -- и до свадьбы, и после. Когда я прихожу с репетиции, у меня сил осталось минут на 15, и если я что-нибудь делаю за эти 15 минут, уже считаю это подвигом. А для нее – ведь меня целый день не было! – эти 15 минут лишь начало нашего общего времени. Я из последних сил отдаю все свое свободное время семье, но им этого явно недостаточно. Так и будем мучиться до конца своих дней, а что делать...

Вот я сижу дома и размышляю о третьем акте «Евгения Онегина», а жена мне говорит: «Раз уж ты все равно ничего не делаешь, поди вынеси мусор!» Что такое моя работа? Взял книжку под мышку, ушел на шесть часов, вернулся, а что делал – непонятно...

Свой личный опыт и представления об отношениях я вкладываю в оперы – будь то «Евгений Онегин» или «Отелло». Это не значит, что с тобой такое было на самом деле. Когда я ставил «Енуфу» Яначека, где девушка топит младенца в реке, я же не должен потопить несколько младенцев, чтобы прочувствовать эту сцену, правда?

Маша была балериной, а сейчас преподает в Академии Вагановой. Это значит, что она должна быть в Питере, а я работаю в Москве и зарубежом. Поэтому классический вариант семьи у нас невозможен: мы даже не знаем, где мы живем.

Маша совсем другая. У нее и способности были, и мама известный педагог – все предпосылки для большого успеха, но она не хотела. Она не хотела той огромной ответственности, которая следует за большим успехом. А у меня часто постановки стоят сотни тысяч евро, иногда доходило и до миллиона. И когда я ставлю оперу, я осознаю цену возможного провала – или успеха. Я не оторванный от реальности художник, который закатил глаза и заломил ручки, -- я отлично знаю, сколько стоит каждая дощечка на сцене. А Маша – ей всегда было удобно находиться за кем-то. Танцевать «двоечки», «троечки», а не сольные партии. Поэтому она и от меня ждет этой «спины», а я не могу такой быть – и финансовой, и бытовой, и хозяйственной, и режиссером… Мне трудно без них, но вот они с дочкой приезжают ко мне – и с ними тоже трудно, потому что мне сложно им объяснить, что я должен остаться «наедине с Чайковским».

Когда я работаю, я всегда ухожу из дома и думаю, гуляю, захожу в кафе. Потому что дома найдутся сотни причин, чтобы не работать. Надо себя загонять в угол. Как Россини – он дописывал свои оперы, практически прикованный к батарее. Ему есть не давали, пока он не закончит. Это очень правильный метод. Когда ко мне туда, где я работаю, приезжает семья, я им очень рад, и вместо работы я тянусь к ним, но через какое-то время понимаю, насколько больше я смог бы сделать, не будь рядом их. Это вечная проблема. Даже когда все хорошо и со спектаклем, и с семьей, ты все равно думаешь – а может, все вышло бы еще лучше, если бы я не отвлекался от работы? И наоборот – не будь у меня такой работы, может, я был бы лучшим мужем и отцом?

Мои папа с мамой разведены, но я помню, как отец говорил -- не мешайте творить! Я его очень люблю, но не верю, что этому может помешать кто-то, кроме тебя самого. И во вдохновение не верю. Этим оправдывают свою некомпетентность и даже непрофессионализм.

Маша понимает, что я художник, что мои мысли где-то витают, но все равно она может довольно грубо поставить меня на место, сказать «мусор вынеси» -- и я этому страшно рад, потому что не смог бы жить в приторной атмосфере прислуживания и угождения. Вот и у дочки Полины нетерпеливость от Маши.

P.S. Видимо, тактика семейной жизни балерины Маши все-таки была ошибочной, так как вскоре после интервью Василий развелся и женился на оперной певице Асмик Григорян.

С Асмик. Источник фото: evropakipr.com
С Асмик. Источник фото: evropakipr.com

Продолжение ЗДЕСЬ

Понравилось? Подпишись на наш канал!

Записала Хенриетта Верхоустинска (с) "Лилит"