Очень много интересного и нам неизвестного есть в Нижегородской области, и чтобы увидеть все это нужны недели. У нас было всего 4 дня, за это время можно посмотреть совсем немного, но можно главное – понять дух этого места, почувствовать его, чтобы потом вернуться за новой порцией души и красоты.
И вот по дороге из одного известного места - Нижнего Новгорода в не менее знаменитый Городец, сделали крюк в 10 км - заехали в село Николо-Погост, стоящее на левом берегу Волги близь устья Узолы.
Село это - одно из древнейших, известно оно еще с 12 в., а в 13-14 вв. было центром Заузолья. Село стояло на дороге из Городца в Нижний Новгород и поэтому богатело. В 17 в. там стояло 2 деревянных рубленных храма, а в середине 18 в. начали задумываться о постройке каменных.
В соседней Балахне делали изразцы и кирпичи. Вернее, соседней она становилась только зимой, когда Волга покрывалась льдом (вот она Балахна за Волгой).
И некто Михаил Иноземцев взялся за лето изготовить «в своем сарае... работными людьми и обжечь своими дровами на церковное строение большаго кирпичу 60 тыс., позженнаго краснаго 50 тыс., белаго непрозженнаго 10 тыс., с платой по 1 руб. 25 коп. за тысячу». Подряд выполнил, на лошадях зимой 1752 г. кирпичи перевезли в Погост, и в центре села, где пересекались дороги из соседних деревень, начали строить церкви.
Сначала за 7 лет построили Спасо-Преображенскую церковь, а потом тоже за 7 лет Владимирскую.
На 45-метровой колокольне поставили шпиль с большим крестом из кипариса. На ней было 5 колоколов, самый большой из которых весил 700 пудов (11,5 тонны). Пишут, что его звон было слышно в Нижнем.
В 1865 году вместо деревянного забора вокруг храмов возвели кирпичную ограду с тремя коваными фигурными воротами
В 30-е годы кто-то донёс властям, что в колоколе есть серебро. Когда колокол сбросили с высоты, он наполовину ушел в землю. В июле 1937 г. все колокола, кроме одного, были сняты и увезены на переплавку. Церковь закрыли и сделали в ней зернохранилище.
В 1991 г. церкви были возвращены Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви. Сейчас во Владимирской церкви проводятся службы, а все остальное находится в очень плачевном состоянии((
Место это интересно не только храмами, но и дворянской усадьбой. Она принадлежала полководцу и дипломату, фельдмаршалу Н. В. Репнину, а после его смерти по дарственной перешла к роду Волконских. Сергей Волконский перед ссылкой передал права наследства своей супруге Марии Николаевне, а когда она уехала в Сибирь за мужем, село перешло в управление опекуна ее грудного сына Николая отца княгини, героя Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевскому.
От усадьбы, увы, осталось очень мало. Только деревянные хозяйственные постройки,
а про барский дом вообще неизвестно, местные говорят, что его вроде вообще не было – якобы хозяева жили в Москве, хотя это странно. А на щитах, рассказывающих историю этого места, есть рисунок, как мог выглядеть этот дом.
В любом случае сейчас его не осталось, как и прекрасного парка с липовыми аллеями, вековыми дубами и старинными прудами.
И само село погрустнело. Раньше здесь проводились ярмарки, съезжался народ из многих деревень, и на Базарной площади было шумно и весело. А сейчас уже совсем не то(
Но место это хоть и печальное, но очень душевное. Может просто надо приехать сюда не в унылый ноябрьский день, а солнечным летом)