Найти в Дзене
VZBRELO: блог о дереве

Когда знаешь дерево от и до: дендролог, токарь, резчик Григорий Бойко

Чем больше мы знакомимся с мастерами, тем больше узнаем путей, которыми люди связывают свою жизнь с деревом. Сегодня расскажем вам о прекрасном мастере, знающем о деревьях, пожалуй, все. Ведь он сам уже 30 лет их выращивает в Ботаническом саду МГУ. Знакомьтесь, Григорий Александрович Бойко.

Григорий Александрович за работой. Фото из личного архива
Григорий Александрович за работой. Фото из личного архива

Расскажите, пожалуйста, о своей основной работе и профессии?

Мое основное место работы – ботанический сад биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Ботанический сад был создан в 1951 г., скоро ему будет 70 лет - это юбилей, а я работаю в нем уже больше 30 лет. Я дендролог, кандидат биологических наук, возглавляю отдел сада, который называется сектором дендрологии.

Наша работа, в первую очередь, заключается в акклиматизации и введении в культуру древесных растений. В переводе на общеупотребительный язык это означает посадить растение, вырастить его, помогая ему пережить ужасы русской зимы, а бывает, что и проводить в последний путь, если оно по тем или иным причинам не выдержало испытаний. Надо собрать информацию о его жизни,  предпочтениях, красоте, пользе, чтобы потом посоветовать людям, как с ним обращаться и для чего выращивать. Сейчас у нас под началом находится более 8000 экземпляров деревьев, кустарников и лиан, относящихся к более чем 1000 видов, гибридов и сортов. Все это очень и очень интересно.

-2

К этому интересу прилагается (как бы случайно) неописуемая красота собранных в разных частях мира растений, меняющаяся изо дня в день, работа на свежем воздухе (действительно необычайно свежем под сенью крон деревьев) и коллектив прекрасных и добрых людей (потому что злые и недобрые люди на такой работе долго не задерживаются). И ещё очень меня радует учебная работа: я преподаю дендрологию на курсах, которые организованы в нашем ботаническом саду, и в Высшей школе ландшафтной архитектуры и дизайна «Согэцу» в МАРХИ. Студенты у меня тоже чудесные – творческие, красивые и нежно любящие растения ребята.

-3

А как вы пришли к работе непосредственно с древесиной?

Поэтапно.

1. Этап, что называется, «давно тянуло». На этом этапе иногда делал какие-то вещи. В большинстве своем чем-то напоминающие мебель: стол, лавка, подставка под телевизор. Иногда проходил мимо магазинов с инструментами, покупал редко, но тем, что купил, пользуюсь до сих пор. Кстати, один из них – советский аппарат для выжигания по дереву. Было время, когда я этим занятием увлекался, и у меня до сих пор есть, что показать.

-4

2. В 2007 г. я приобрёл первый профессиональный инструмент - болгарку фирмы Metabo - и сразу понял, что работать вот таким, настоящим инструментом - это огромное удовольствие.

-5

3. Покупка бормашинок дала возможность понять и увидеть удивительную красоту дерева: рисунок волокон, переходы цветов, переливы света, текстуру и тепло, исходящее изнутри деревяшки. А так как под рукой оказались самые разные виды древесины, то это захватило не на шутку.

-6

 4. Приобретение токарного станка привело к тому, что я попал в окончательную и неизлечимую зависимость от работы по дереву.

-7

Учились ли вы где-нибудь этому?

Я считаю себя самоучкой. Большую часть пути прошел самостоятельно, комбинируя самообразование и метод проб и ошибок, но при этом мне постоянно встречались хорошие люди, мастера, которые охотно делились секретами и подсказывали верное направление движений. Большую помощь оказала информация из американских источников. Я считаю американцев очень трудолюбивыми и грамотными в мастерстве столярами. Они публикуют безумное количество информационных фильмов, где  подробно рассказывают, как и что нужно делать.

-8

Информация преподносится в таком разжеванном виде, что не усвоить ее очень трудно. У американцев, немцев, англичан и китайцев всегда самый лучший инструмент в работе, на них стоит равняться. Нам, увы, приходится их догонять и в плане инструмента, и обучения. Я иногда завидую тем столярам и плотникам, кто получил профессиональное образование в работе по дереву - знаю, что их учили наши мастеровые старой закалки, которые утрут нос кому угодно. А такие самоучки, как я, вынуждены опираться на заочные методы обучения, которые хорошо отработаны за рубежом.

-9

У вас узнаваемый и запоминающийся стиль. Расскажите, как он сформировался? Что навело на него?

Спасибо за комплимент. В этом виновата сама древесина. Она теплая, податливая, красивая, и нередко кусок дерева сам диктует мне, что с ним делать. Когда я говорю об этом людям, многие относятся к моим словам с подозрением, считая позерством, а это не так. Дерево, в отличие от других материалов, на самом деле способно подталкивать мастера к определенным действиям, подсказывать ему, что нужно делать. Мой стиль сформировался после появления у меня хорошего инструмента, который дал основное – свободу в работе. Каждый новый инструмент - это определенная ступенька этой свободы, и овладение этим инструментом расширяет свободу, которая позволяет творить.

-10

Мне нравится делать форму, наслаждаться натуральной текстурой древесины и играть той искусственной текстурой, которую я накладываю на поверхность деревянного изделия. Много времени отбирает шлифовка, но только она вытягивает из дерева и раскрывает всю его красоту.

Что вам дает работа с деревом?

Работа с деревом это само по себе огромное удовольствие:  удовольствие творческое, когда из бревна или ветки или полена возникает что-то красивое и полезное. Ничего не было, а потом вдруг, раз — появилось. Все это и называется творчеством – из ничего делать красивое. А удовольствие возникает такой силы, что теряется ощущение времени, уходят далеко-далеко любые неприятности и заботы, и  когда они потом возвращаются, то кажутся не такими серьезными, как до начала работы. Творить можно во многих областях человеческой деятельности, но творчество в дереве особенно наглядно: его можно взять, потрогать, ощутить тактильно, перенести, поставить. Именно это меня очень радует и вдохновляет на дальнейшую работу.

Григорий Александрович с женой Ольгой. Все фото из личного архива wooden_utensils
Григорий Александрович с женой Ольгой. Все фото из личного архива wooden_utensils

Соцсети ведет жена Григория Александровича, Ольга. Рекомендуем заглянуть туда:

Инстаграм: https://www.instagram.com/wooden_utensils

ФБ: https://www.facebook.com/wooden.utensils

Благодарим Григория Александровича за увлекательный рассказ, Ольгу за сотрудничество, и сами идем в инстаграм любоваться работами:)

Поддержите, пожалуйста, статью лайком и добрым словом, чтобы ее увидело как можно больше людей ;)

Мария и Татьяна, VZBRELO (вк, инстаграм)

Этот блог в VK, в ОК, в FB, в жж ;)

Леса
8465 интересуются